KindersLove - сайт для родителей. Советы для вашего ребенка, переходи на сайт.
Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Достопримечательности Запорожья » Дома и сооружения Запорожья › "Неизвестное Запорожье": Мосты старого города

Теги:
 (голосов: 6)


 

Сегодня на сайте "Ретро Запорожье"  - дебют. Своими материалами с нашим сайтом любезно согласился делиться краевед, член общественной организации «Вознесеновка» Игорь Павелко. Мы решили под них создать отдельную рубрику "Неизвнстное Запорожье". Итак, сегодняшняя наша премьера -  рассказ о старых мостах Запорожья.

 

 

Старые мосты Запорожья

Начиная свой рассказ о скромных мостах села Вознесеновка, нельзя не вспомнить о книге «Мосты Запорожья», изданной усилиями краеведческого отдела Запорожской областной библиотеки имени Горького по рукописи Льва Адельберга (1931-1988),
краеведа-энтузиаста, исследователя истории родного края.  В течение длительного времени Лев Исаакович вел рубрику «Александровск-Запорожье» в газете «Комсомолець Запоріжжя».


Через Мокрую Московку
Одним из первых в Александровске появился Шенвизский мост – через речку Мокрая Московка, соединяющий немецкую колонию Шенвизе («Красивый луг») с Александровском. Мост был построен немецкими колонистами в середине XIX века. До нашего времени он дожил в измененном виде. Сейчас это мост между автовокзалом и улицей Анголенко.
В начале XX века был построен один из крупнейших мостов Российской империи – Кичкасский мост, соединяющий железнодорожные станции Александровска с Екатеринославом. Он был одноарочным и двухъярусным, длиной 190 метров. По верхнему ярусу была проложена двухколейная железнодорожная магистраль, а нижний ярус был пешеходным. В 1931 году, в связи со строительством Днепрогэса, мост был демонтирован.
В конце 20-х годов прошлого столетия через старое и новое русла Днепра были построены мосты по проекту инженера Стрелецкого. Они обеспечивали связь Донбасса с Криворожьем. Мосты были двухъярусные, для железнодорожного, а также –
пешеходного и автомобильного сообщения. Полная длина моста через Новый Днепр составляла 715 метров. Мост через Старый Днепр был одноарочным, длиной 370 метров, – в то время самый большой одноарочный мост в Европе. Мосты были уничтожены в 1943 году нашей авиацией при наступлении на немцев. На их месте построены мосты по проекту инженера Преображенского.


На речке Сухая Московка
К сожалению, о постройке мостов на этой реке, как и о мостах в балках села Вознесеновка, в книге Адельберга нет сведений. Информация по строительству вознесеновских мостов, в частности, о строительстве неизвестных мостов на реке Сухая Московка в  20-е годы прошлого века, сохранилась в Запорожском архиве.
Оказывается, в селе было достаточно много мостов, соединяющих разрозненные кварталы села друг с другом. Мост, соединяющий село и город, проходил через балку Капустяная. Сейчас на его месте – мост в парке Победы. Кроме него, существовали мосты, соединяющие кварталы села, и мосты на дорогах между Вознесеновкой и другими селами и хуторами.
Особенно активизировалось строительство мостов в 1925 году. Но осложнялось оно тем, что Вознесеновка находилась на территории, сплошь изрезанной балками и оврагами. Необходимы были прочные, добротные мосты, способные противостоять дождевым и сезонным разливам воды.


В начале июня 1925 года Вознесеновский сельсовет во главе с председателем Драным и председателем сельхозкомиссии Кропивкой и граждане села Степан Назаренко и Павло Гончаренко заключили договор о строительстве моста через балку Капустяную возле хутора Собачьего. Мост должен состоять из насыпи длиной 29 саженей и двух саженей высотой. Если взять за основу простую сажень в 150,8 сантиметра, то мостовая насыпь должна была быть не менее 30-ти метров длиной и не менее трех метров высотой. Глубина фундамента моста – не меньше 0,5 аршина [аршин равен 72 сантиметра]. Шириной мост с одной стороны был запланирован не уже четырех с половиной аршин [три метра]. Лоток для стока воды должен быть достаточной ширины, чтобы вода не застаивалась и свободно уходила. За всю работу сельсовет решил заплатить 140 руб-лей. Срок был назначен около месяца, но сельским умельцам удалось возвести мост за две недели. Поэтому уже 17 июня была созвана комиссия для приемки моста, которая пришла к выводу, что мост, построенный подрядчиками Гончаренко и Назаренко, оказался способным выдерживать как легкий, так и тяжелый транспорт, и вполне удовлетворяет требованиям граждан села. Потому те же граждане Гончаренко и Назаренко заключили 7 июля того же года новый договор с сельсоветом на ремонт моста №2 по балке Капустяной. Стоимость работы была определена в 55 рублей. Ремонт и этого моста был в срок успешно завершен. Сейчас от мостов в балке Капустяной ничего не осталось. А находились мосты на территории дамбы до озера в районе Уральских казарм, по руслу Красной воды.


Мост в балке второго и третьего кварталов Вознесеновки
Договор на постройку еще одного моста через балку, проходящую между вторым и третьим кварталами, был заключен в ноябре 1925 года председателем сельсовета Драным и уполномоченным от артели строителей Бойченко. Стоимость всей работы составила 100 рублей.
…Через месяц была созвана комиссия в составе трех представителей сельсовета, постановившая, что построенный мост пригоден для переезда и перехода граждан села.
При застройке города мост был снесен, а на его месте проложена дорога, соединяющая улицы Сталеваров и Нижнеднепровскую.
Балка второго и третьего кварталов, через которую проходил мост, сохранилась до наших дней. А находится она между шестой городской больницей и улицей Нижнеднепровской, от остановки транспорта «Бульвар Шевченко» до стадиона мединститута. Нижняя часть балки осталась почти неизменной. Только испортили ее канализационные коллекторы и кучи мусора, оставленные некультурными жителями нашего города. По балке проложены тропинки, по которым уже более сотни лет ходят люди. По дну балки проходит ров природного происхождения, местами шириной до нескольких метров и глубиной около метра. Кое-где на дне рва виднеются остатки щебенки: в 40-50-х годах XX века по дну этой балки проходил слив промышленных стоков алюминиевого комбината. Потому жители близлежащих улиц назвали балку Алюминиевой.

 

На месте этого переезда по Победе был мост На месте этого переезда по Победе был мост


Игорь Павелко, краевед,  материал впервые был опубликован в газете "МИГ"

Опубликовал akbash , 9.11.11 12:21
Просмотров: 8063 | Комментировать [0]
Другие новости по теме: