Мастер бруса
Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Достопримечательности Запорожья » Дома и сооружения Запорожья › Временные мосты через Днепр

Теги: 1940-e
 (голосов: 8)

Самые любознательные запорожцы, наверняка, уже  слышали,  о  несуществующей сейчас железнодорожной ветке, которая проходила через Хортицу.  По многочисленным просьбам «Ретро Запорожье» сегодня  подробно рассказывает о той пропавшей «железке».

 



 

 

Пропавшая магистраль

Железнодорожная ветка соединявшая станцию «Запорожье-1» с Никополем когда-то выходила к левому берегу Днепра в районе современной «Волны». Дистанцию до правого берега она преодолевала по временным мостам и дамбе в хортицких плавнях. История этой исчезнувшей магистрали взяла старт в ноябре 1943 года. Когда в северной части Хортицы еще гремели бои, в плавнях острова уже начинались земляные работы – возводили дамбу для наведения мостового перехода и прокладки железнодорожных путей.

 

В жесткие сроки

Прежние мосты, соединявшие Хортицу с правым и левым берегами Днепра, еще в начале войны взорваны нашими отступающими войсками. Наспех восстановленные немцами, они опять, уже в 43-м, разрушены бомбами и снарядами. А между тем Государственный комитет обороны уже принял специальное постановление «о подготовке к восстановлению мостов через Днепр». Согласно ему срок восстановления мостов был установлен очень жестко – 40 суток от времени начала работ.

В столь сжатые сроки восстановить прежний  запорожский мостовой переход было попросту невозможно. Мешали большая высота мостов Стрелецкого и загромождения обрушенных в Днепр конструкций. Был отметен и вариант использования под мостовой переход плотины Днепрогэса. Можно предположить из-за того что совсем рядом с ГЭС бои велись  почти вплоть до наступления 44-го года.

 

В обход!

Оптимальным в такой ситуации был признан проект постройки временного обхода. Его трасса на левом берегу примыкала к главной железнодорожной станции Запорожья, а на правом – к учапстку Запорожье-Апостолово в 400 метрах от разрушенного моста через Старый Днепр. Хортицу обходной путь должен был пересечь в ее южной части – в 4-5 километрах от уничтоженных мостов Стрелецкого.

К строительству мостового перехода привлекались все части 1-й гвардейской ж/д бригады и местное население – в основном допризывная молодежь из окрестных сел. Также  участвовали в стройке пленные солдаты и офицеры Вермахта. По данным краеведа Льва Адельберга в первые дни на сборке мостов работало до 5 тысяч человек, а в конце строительства – около 12 тысяч.

 

Масштаб работ

Под стать количеству строителей был и масштаб работ. Необходимо было отсыпать 500 тысяч «кубов» земляного полотна и возвести два больших моста обще длиной 1886 метров. И, конечно же, уложить  рельсы – 14 километров пути! Много работы было и у саперов – перед началом строительства они очистили трассу – обезвредили 10 тысяч мин.

Дамба на Хортице возводилась вручную – лопатами, носилками, тачками. Ее длина 650 метров, ширина – до 10, высота – до 5. Это сооружение здорово изменило плавневый ландшафт. На хортице образовались новые островки и полуростровки. От озера Осокорового в северо-восточном направлении отделилось новое озеро - Качаче.



 

30 метров день!

К восточной оконечности дамбы примыкал деревянный мост – через Хортицкие протоки и Днепр в сторону Южного вокзала. Его полная длина – 1330 метров. Время  строительства – всего лишь полтора месяца. Каждый день будущий мост становился почти на 30 метров длинее!

А ведь одних только свай здесь было вбито более 1,5 тысяч штук. Опоры временного моста были изготовлены из пропитанных специальным составом шпал и бревен. На них крепились деревянные же фермы, сверху укладывался настил из балок и прокладывались железнодорожные пути.

Мост через Старый Днепр построили за 12 дней -  556-метровую конструкцию!

 

Впервые с консольным краном

Кстати, в Запорожье  военные железнодорожники впервые  применили  для восстановления мостов консольный кран – специальный кран  для монтажа пролетных конструкций. Это было ноу-хау Николая Александровича Артеменко -  знатного мостростроителя, который  участвовал в  проектировании разборки Кичкасского моста, работал в управлении мостового перехода Днепростроя,  возводил мосты Стрелецкого, а  в последствии руководил  и строительством моста Преображенского через Новый Днепр.  Кран Артеменко был  прост и надежен. Сделали его так: смонтировали мощную стальную ферму, один конец ее закрепили на железнодорожной платформе, а через блоки на другом, свободно выступающем вперед, пропустили тросы лебедок. Кран подымал целиком смонтированные на берегу пролетное строение и толкаемые паровозом, переносил его на подготовленное место.

 



«З января 1944 года наш мостопоезд в числе других подразделений железнодорожных войск приступил к строительству двух мостов в Запорожье. В дно реки забили сваи, на них возвели деревянные опоры и 32 января консольный кран нашего мостопоезда установил первое пролетное строение. А всего мы должны были установить тридцать пролетов…», - вспоминал после войны начальник мостопоезда-7 , инженер  Николай Артеменко.

Трудовой подвиг

Те самые  30 пролетов мостостроители установили за 20 дней!  Настоящий подвиг, особенно если учитывать условия в которых приходилось работать. Вот, например, цитата из технического отчета мостопоезда №407: «Установка пролетных строений присходила при весьма неблагоприятных атмосферных условиях. В пургу, при ветре, доходившем до 8 баллов. Мостовое полотно, пролетные строения и консольный кран обледенели. Но несмотря на сильную гололедицу, ветер и мороз до 20 градусов, установка межпролетных  заполнений и пролетов не прекращалась ни на одну минуту..»

Да и   разве могло быть по-другому? «Ведь это был год выдающихся побед нашей армии, - вспоминал  мостостроитель Николай Артеменко. – Мы перед сменами зачитывали сводки Информбюро и бойцы, вдохновленные радостными известиями работали геройски».  Так, например, было  вечером 8 февраля, когда стало известно об освобождении Никополя. Монтажники смены Демченко решили достойно отметить это событие – установить 30-метровый центральный центральный судоходный пролет. Невзирая на сильный ветер, они  даже сбросили ватники – дабы удобнее было пригонять болты и завинчивать гайки. На рассвете им принесли завтрак, а они отмахнулись: потом, когда дело закончим. Лишь в полдень, поставив последний болт пролета, бойцы Демченко ушли с моста!

 

Прослужившие 9 лет

 Но  даже сильнее, чем погода мостростроителей изматывали бомбежки. Немецкие самолеты налетали чуть ли не ежедневно.  И каждый такой  налет добавлял работы. Как это было, например, 23 января: тогда фашисты разбомбили все общежития мостовиков, столовую, штаб, сожгли четыре машины. Но мосты упорно тянулись к правому берегу…  Строительство моста через Новый Днепр было закончено 20 февраля.  А точно в назначенный срок — 23 февраля,  в день 26-й годовщины Красной Армии по всему обходу и обоим  мостам торжественно пропустили первый поезд. Эти мосты прослужили почти 9 лет. Их разобрали  в декабре 1952 года - только тогда, когда над Днепром взмыли капитальные мосты Преображенского.

 



 

Опубликовал akbash , 27.01.12 14:28
Просмотров: 9266 | Комментировать [6]
Другие новости по теме:
Пишет Elena, 27 января 2012 21:18
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Спасибо, Роман, как всегда, очень интересно!
Я думала, что это понтонные мосты. Датировка нем. фото - 12 мая 1944 года.
Пишет Владимир, 24 марта 2012 17:11
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
В 1950 г. ехали с мамой и бабушкой по этому мосту в г.Вознесенск, поразительное сооружение, да еще мой начальник молодым офицером строил этот мост - Эйнгорн Семен Борисович.
Пишет Андрей, 6 января 2013 21:11
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Догадывался что мост когда-то был.Не раз был на Хортице напротив ж.д. тупика песчаного карьера.Остаток дамбы до сих пор уходит вглубь острова.И на спутниковых снимках виден как в начале статьи.Спасибо подтвердили догадку.Под тупиком в 80-е находил гильзы,в основном от немецких маузеров, даже иногда соревновались кто больше насобирает.Даже пару патриков с бронебойно-зажигательными пулями попалось одним летом.Пули вытянул и распилил.На донки и тяжелые блесны-воблеры там рыбачить невозможно - сплошные зацепы.Точно на дне хлам какой-то с того времени лежит.Хотелось бы знать историю песчаного карьера,с какого времени существует,использовался ли в ВОВ.Ваш сайт очень приятное открытие)
Пишет Руслан, 27 февраля 2013 18:26
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Песчаного карьера в годы ВОВ небыло , а ваши зацепы на рыбалке обьясняются тем что в 80х годах с тупика в Днепр упали тепловоз и 30 вагонов , что торчало из води достали а под водой не трогали , инфо 100 процентов так как я работал на этом карьере
Пишет Андрей, 14 марта 2013 23:05
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Рыбачил в 80-81-82 и тогда цепляло.Еще малый залив не был соединен с Днепром и на косу водили купаться работающих на карьере зеков.Про такое падение ничего не слышал.Может позже.Верю охотно.И в самом карьере вагон упавший в намывную яму видел)) Но это мост точняк выходил на тупик.
Пишет Alex, 21 июля 2013 17:57
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
"В дно реки забили сваи, на них возвели деревянные опоры и 32 января консольный кран нашего мостопоезда установил первое пролетное строение. "
Во время войны в январе больше дней было?
Или это аллегория?