Самые любознательные запорожцы, наверняка, уже слышали, о несуществующей сейчас железнодорожной ветке, которая проходила через Хортицу. По многочисленным просьбам «Ретро Запорожье» сегодня подробно рассказывает о той пропавшей «железке».
Пропавшая магистраль
Железнодорожная ветка соединявшая станцию «Запорожье-1» с Никополем когда-то выходила к левому берегу Днепра в районе современной «Волны». Дистанцию до правого берега она преодолевала по временным мостам и дамбе в хортицких плавнях. История этой исчезнувшей магистрали взяла старт в ноябре 1943 года. Когда в северной части Хортицы еще гремели бои, в плавнях острова уже начинались земляные работы – возводили дамбу для наведения мостового перехода и прокладки железнодорожных путей.
В жесткие сроки
Прежние мосты, соединявшие Хортицу с правым и левым берегами Днепра, еще в начале войны взорваны нашими отступающими войсками. Наспех восстановленные немцами, они опять, уже в 43-м, разрушены бомбами и снарядами. А между тем Государственный комитет обороны уже принял специальное постановление «о подготовке к восстановлению мостов через Днепр». Согласно ему срок восстановления мостов был установлен очень жестко – 40 суток от времени начала работ.
В столь сжатые сроки восстановить прежний запорожский мостовой переход было попросту невозможно. Мешали большая высота мостов Стрелецкого и загромождения обрушенных в Днепр конструкций. Был отметен и вариант использования под мостовой переход плотины Днепрогэса. Можно предположить из-за того что совсем рядом с ГЭС бои велись почти вплоть до наступления 44-го года.
В обход!
Оптимальным в такой ситуации был признан проект постройки временного обхода. Его трасса на левом берегу примыкала к главной железнодорожной станции Запорожья, а на правом – к учапстку Запорожье-Апостолово в 400 метрах от разрушенного моста через Старый Днепр. Хортицу обходной путь должен был пересечь в ее южной части – в 4-5 километрах от уничтоженных мостов Стрелецкого.
К строительству мостового перехода привлекались все части 1-й гвардейской ж/д бригады и местное население – в основном допризывная молодежь из окрестных сел. Также участвовали в стройке пленные солдаты и офицеры Вермахта. По данным краеведа Льва Адельберга в первые дни на сборке мостов работало до 5 тысяч человек, а в конце строительства – около 12 тысяч.
Масштаб работ
Под стать количеству строителей был и масштаб работ. Необходимо было отсыпать 500 тысяч «кубов» земляного полотна и возвести два больших моста обще длиной 1886 метров. И, конечно же, уложить рельсы – 14 километров пути! Много работы было и у саперов – перед началом строительства они очистили трассу – обезвредили 10 тысяч мин.
Дамба на Хортице возводилась вручную – лопатами, носилками, тачками. Ее длина 650 метров, ширина – до 10, высота – до 5. Это сооружение здорово изменило плавневый ландшафт. На хортице образовались новые островки и полуростровки. От озера Осокорового в северо-восточном направлении отделилось новое озеро - Качаче.
30 метров день!
К восточной оконечности дамбы примыкал деревянный мост – через Хортицкие протоки и Днепр в сторону Южного вокзала. Его полная длина – 1330 метров. Время строительства – всего лишь полтора месяца. Каждый день будущий мост становился почти на 30 метров длинее!
А ведь одних только свай здесь было вбито более 1,5 тысяч штук. Опоры временного моста были изготовлены из пропитанных специальным составом шпал и бревен. На них крепились деревянные же фермы, сверху укладывался настил из балок и прокладывались железнодорожные пути.
Мост через Старый Днепр построили за 12 дней - 556-метровую конструкцию!
Впервые с консольным краном
Кстати, в Запорожье военные железнодорожники впервые применили для восстановления мостов консольный кран – специальный кран для монтажа пролетных конструкций. Это было ноу-хау Николая Александровича Артеменко - знатного мостростроителя, который участвовал в проектировании разборки Кичкасского моста, работал в управлении мостового перехода Днепростроя, возводил мосты Стрелецкого, а в последствии руководил и строительством моста Преображенского через Новый Днепр. Кран Артеменко был прост и надежен. Сделали его так: смонтировали мощную стальную ферму, один конец ее закрепили на железнодорожной платформе, а через блоки на другом, свободно выступающем вперед, пропустили тросы лебедок. Кран подымал целиком смонтированные на берегу пролетное строение и толкаемые паровозом, переносил его на подготовленное место.
«З января 1944 года наш мостопоезд в числе других подразделений железнодорожных войск приступил к строительству двух мостов в Запорожье. В дно реки забили сваи, на них возвели деревянные опоры и 32 января консольный кран нашего мостопоезда установил первое пролетное строение. А всего мы должны были установить тридцать пролетов…», - вспоминал после войны начальник мостопоезда-7 , инженер Николай Артеменко.
Трудовой подвиг
Те самые 30 пролетов мостостроители установили за 20 дней! Настоящий подвиг, особенно если учитывать условия в которых приходилось работать. Вот, например, цитата из технического отчета мостопоезда №407: «Установка пролетных строений присходила при весьма неблагоприятных атмосферных условиях. В пургу, при ветре, доходившем до 8 баллов. Мостовое полотно, пролетные строения и консольный кран обледенели. Но несмотря на сильную гололедицу, ветер и мороз до 20 градусов, установка межпролетных заполнений и пролетов не прекращалась ни на одну минуту..»
Да и разве могло быть по-другому? «Ведь это был год выдающихся побед нашей армии, - вспоминал мостостроитель Николай Артеменко. – Мы перед сменами зачитывали сводки Информбюро и бойцы, вдохновленные радостными известиями работали геройски». Так, например, было вечером 8 февраля, когда стало известно об освобождении Никополя. Монтажники смены Демченко решили достойно отметить это событие – установить 30-метровый центральный центральный судоходный пролет. Невзирая на сильный ветер, они даже сбросили ватники – дабы удобнее было пригонять болты и завинчивать гайки. На рассвете им принесли завтрак, а они отмахнулись: потом, когда дело закончим. Лишь в полдень, поставив последний болт пролета, бойцы Демченко ушли с моста!
Прослужившие 9 лет
Но даже сильнее, чем погода мостростроителей изматывали бомбежки. Немецкие самолеты налетали чуть ли не ежедневно. И каждый такой налет добавлял работы. Как это было, например, 23 января: тогда фашисты разбомбили все общежития мостовиков, столовую, штаб, сожгли четыре машины. Но мосты упорно тянулись к правому берегу… Строительство моста через Новый Днепр было закончено 20 февраля. А точно в назначенный срок — 23 февраля, в день 26-й годовщины Красной Армии по всему обходу и обоим мостам торжественно пропустили первый поезд. Эти мосты прослужили почти 9 лет. Их разобрали в декабре 1952 года - только тогда, когда над Днепром взмыли капитальные мосты Преображенского.
|Комментировать [6]