Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Достопримечательности Запорожья » Дома и сооружения Запорожья › Вознесеновский мост

Теги:
 (голосов: 5)



 

Для освоения земель Дикого поля а также территории Войска Запорожского императрица Екатерина ІІ  начала вести политику активной застройки  степей крепостями, в том числе и Днепровской линии.  Для строительства требовалось доставить  довольно большое количество груза и рабочей силы. Этому препятствовало полное бездорожье и большое присутствие в степи рек с отсутствием мостов и переправ. Так при строительстве Александровской крепости  между двух степных рек Мокрой  и Сухой Московками потребовалось сооружение моста, который мог бы обеспечить доставку в город грузов с паромной переправы Кичкас по короткому пути -  через Вознесенскую гору и у Сухую  Московку. 

 

Скорее всего мост был построен из обыкновенных бревен, перевязанных веревкой или сбитых гвоздями. Хотя   он и не был   идеальным, но дал возможность не только доставлять грузы с паромной переправы. Этот  мост еще  способствовал и  эффективному заселению близлежащих к крепости слобод и деревень. Таких, например,  как Вознесеновка и Павлокичкас. Ведь именно в той же  Вознесеновке осела большая часть солдат,  служивших в Александровской  крепости.  Также благодаря постройке моста крестьяне смогли доставлять свои товары не только в   Александровский посад но и далеко за пределы самого уезда, в другие губернии. 

 

Хотя мост и был построен в узком месте реки, но практически каждую весну после половодья его приходилось восстанавливать практически  полностью - разрушалась  деревянная основа моста. В начале 20 века на смену деревянному мосту пришел каменный. Неизвестно сколько простоял каменный мост до своего первого ремонта, но есть свидетельство,  что уже в 1923 году было решено сделать его капитальный ремонт. Для чего Вознесеновским сельским советом было решено кирпич доставить из хутора Осокорового, а камень из урочища Сагайдачного (там были каменоломни). Оплата по работам   проводилась  из средств комитета взаимопомощи селян. 

 

 В конце 30-х годов прошлого века  по мосту была проложена трамвайная линия,  ведущая к Днепрогесу. С постройкой промышленного комплекса и "пуском" " Красной воды" Вознесеновский мост был окончательно перестроен и обновлен. Сейчас он соединяет Жовтневый и Орджоникидзевский районы Запорожья  и находится рядом с парком Победы. Нет такого жителя в нашем городе кто хотя бы один раз не прошелся или проехался по этому мосту.

 

 Отдельной строкой хочется  рассказать об участке дороги, который  поднимается  от  моста к улице Победы и  далее - к остановке трамвая “Театр молодежи”. Можно с уверенностью сказать,  что именно этот участок  сохранился от той старой дороги, которая  соединяла  переправу Кичкас с Александровском.  На карте эта дорога именовалась как Екатеринославская ( прим. "РЗ".  доводилось встречать и название Мариупольский тракт. Якобы по этой дороге и проезжал как-то Александр Пушкин).  В 19 веке это была самая обыкновенная грунтовая дорога, а уже в начале 20 века, с развитием транспорта,  дорога была выложена камнем. До сих пор здесь  местами можно увидеть остатки сохранившейся брусчатки.

 

И на последок хотелось бы рассказать несколько слов о реке на которой построен бывший Вознесеновский,  а ныне трамвайный мост. Сейчас река Сухая Московка не имеет ни одного притока, тянется от поселка Тепличного через весь Зеленый Яр и впадает в Красную воду.  А еще 100 лет назад  эта река имела два рукава, причем второй рукав был отдельной рекой. Ее вознесеновцы ы называли Капустяной рекой, поскольку она протекала по дну Капустяной балки. Капустяная река была местами глубокой и очень рыбной, по берегам реки пасся скот.  Выше балки Капустяной  в Капустянку впадала река Осокоровая, которая  брала начало   в одноименной  балке . Осокоровая  также была рыбной и глубокой. Сейчас  остатки этой речки  сохранилась в районе Запорожья Левого и села Матвеевка. А река Капустяная, к огромному сожалению,   полностью поглощена  водами Красной воды. Вот так открывается неизвестная история одного Запорожского  моста и реки через которую он проложен.  

 

Игорь Павелко, краевед 

Опубликовал akbash , 23.02.12 17:26
Просмотров: 4727 | Комментировать [9]
Другие новости по теме:
Пишет Elena, 24 февраля 2012 17:00
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Спасибо, Игорь, очень интересно!
Могу еще добавить, что согласно документам, мост находился по Екатеринославско-Таврическому почтовому тракту, "на 19-й версте от Нейенбургской почтовой станции к г.Александровску, при каз. селе Вознесенке". Содержался на денежной губернской повинности (затем - за счет уездного земского сбора). Мост был деревянным, длиной 9 и шириной 4 сажени. В 1870 году был в исправном состоянии. Ремонтировался в 1897 году. При осмотре в 1904 - "в хорошем состоянии".
26 июля 1913 года мост был осмотрен комиссией, и было решено уменьшить крутой подъем от моста в Вознесенку до 0,07 саж., а также "вместе с тем переделать существующий ветхий деревянный мост на железобетонный, отверстием 10 погонных сажен, что необходимо для безопасной езды, так как последний при проезде автомобилей и груженых подвод дает прогиб, а также для устранения затопления мостовой в сторону г.Александровска вешними водами. Срезка горы с постройкой железобетонного моста обойдется, согласно прилагаемой при сем смете, в 20 000 рублей".

Может, найду еще что-нибудь...
Пишет igor, 26 февраля 2012 09:36
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Цитата: Elena
Может, найду еще что-нибудь

Вы тоже бываете в архиве?
Пишет Elena, 26 февраля 2012 12:31
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Нет, у меня много документов на компьютере в электронном виде. Вот нашла еще о Вознесеновском мосте, за 1886 год. Не знаю, можно ли здесь картинку прицепить, не нашла как. Перепечатывать долго:). Если вам интересно, могу скинуть на эл.почту.
Пишет Борис Артемов, 27 февраля 2012 07:30
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Elena ,
Елена, не знаю как Игоря,а меня документы.что у Вас имеются очень интересуют. коли есть желание и возможности пообщаться мой эл. адрес: artemov17@yandex.ru С уважением и надеждой на сотрудничество. Борис
Пишет igor, 27 февраля 2012 12:16
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
конечно интересуют, буду благодарен если пришлете igor150780@yandex.ru
Пишет Valery, 29 февраля 2012 01:45
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Спасибо за интересное повествование о знакомых местах! Захотелось немного добывить.
.... Вознесеновский мост был окончательно перестроен и обновлен ...году в 1974. Строили по-сухому: рядом с старым мостом укладывали цельные бетонные блоки, создавая из них туннели для реки. Потом русло Красной реки в них и направили. Полотно моста на опорах разобрали, а старое русло между его опор засыпали. В итоге трамвайная линия и дорога сместились и стали прямолинейнее, а от старого моста осталась бетонная опора, которую видно на фото справа. Верх второй опоры сейчас вровень с землей, можно различить. Старый мост на опорах здорово вибрировал, когда трамвай проезжал. Сразу за мостом по ходу на Трампак была трамвайная остановка, кажется Каменногорская называлась.
Для следующего нормального перехода через Красную реку вниз по её течению был узкий мостик аж в месте впадения в Днепр. Были ещё труба да сваленое дерево для виртуозов. Но в одиночку на другой берег не ходили, ведь “Краснюк”, т.е. Красная река, разделял две совсем недружественные стороны - парней из Слободки на левом её берегу и Вознесенки на правом. Но это уже другая история.
К открытию парка Победы в 1975 году через Красную реку проложили два пешеходных мостика. Позже для Набережной магистрали построили подобный туннельный мост, ещё раз изогнув русло реки. К Олимпиаде-80 рядом с трамвайным мостом добавили ещё один пешеходный с дугой сверху. Он выводил прямо на олимпийского мишку из цветов.
Выше по течению, под дамбой, для Красной реки предусмотрели два туннеля, но течет она только в одном, по второму же можно ходить. Для экстрима рекомендую пройти в нём в одиночку летней ночью, но без фонарика, предварительно ознакомившись днем. Море адреналина гарантировано!
Пишет Евгений, 29 февраля 2012 19:33
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
За вольнолюбивые стихи и дерзкие эпиграммы на царя Александра I Пушкин 6 мая 1820 года был выслан из Петербурга и направлен г.Екатеринослав (современный Днепропетровск) под предлогом службы в канцелярии попечительного комитета генерала Инзова.

По свидетельству одного из современников, канцелярию попечительного комитета Пушкин по приезде в Екатеринослав (16 мая) навестил раза три, из которых раз представился генералу Инзову, все же время пребывания в городе посвящал катанию на лодке по Днепру и гулянию по лесам. Об этом же поэт писал своему брату Льву: «Приехав в Екатеринослав, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по своему обыкновению».

26 мая 1820 года (в день рождения А.С. Пушкина по старому стилю) поздно вечером в Екатеринослав заехал генерал Н.Н. Раевский по просьбе своего сына, который хотел повидаться с Пушкиным. Генерал Раевский уговорил Инзова отпустить с ними на Кавказ больного Пушкина для поправки здоровья на лечебных водах. Рано утром 28 мая Пушкин вместе с Раевскими выехал по почтовому тракту на Мариуполь.

Почтовый тракт от Екатеринослава шел через Александровск (ныне Запорожье), Орехов и далее на Мариуполь. После переправы через Днепр при Неенбурге (Малашевка, поселение, основанное немцами - меннонитами) дорога углубилась в бескрайние степи, сплошь поросшие ковылем.

Наконец после однообразного степного пейзажа наши герои при подъезде к ст.Ялта-Камышеватая издали увидели Азовское море - легендарную Меотиду, история которой уходит в глубь веков. Здесь, по сути, состоялась «визуальная встреча» с Азовским морем на расстоянии 3-4 верст от него. Генерал делает запись в дневнике: «...открыли глаза наши - Азовское море».

Сам Пушкин, впоследствии в 1827 году напишет стихотворение (вынесено в эпиграф), которое по мнению мариупольского краеведа Аркадия Проценко, поэтически изображало Приазовье в районе Ялты.
Пишет Евгений, 29 февраля 2012 19:48
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
В городе осталась часть оврага, имеющая интересное историческое прошлое. Этот овраг расположен недалеко от бул. Центрального, там где находилась церковь Вознесения, что на Вознесенке. Здесь проходил Мариупольский тракт. Эти места помнят А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко. Сейчас это спуск по балке трамвайного пути. В этом месте заканчивается ул Победы и начинается ул. Гагарина. Много балок сохранилось на острове Хортица, каждая балка имеет свою имя и легенду[
Пишет igor, 1 марта 2012 11:26
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
еще были мостики на сухой московке возле хутора Чаривного и Глухонемых