Для освоения земель Дикого поля а также территории Войска Запорожского императрица Екатерина ІІ начала вести политику активной застройки степей крепостями, в том числе и Днепровской линии. Для строительства требовалось доставить довольно большое количество груза и рабочей силы. Этому препятствовало полное бездорожье и большое присутствие в степи рек с отсутствием мостов и переправ. Так при строительстве Александровской крепости между двух степных рек Мокрой и Сухой Московками потребовалось сооружение моста, который мог бы обеспечить доставку в город грузов с паромной переправы Кичкас по короткому пути - через Вознесенскую гору и у Сухую Московку.
Скорее всего мост был построен из обыкновенных бревен, перевязанных веревкой или сбитых гвоздями. Хотя он и не был идеальным, но дал возможность не только доставлять грузы с паромной переправы. Этот мост еще способствовал и эффективному заселению близлежащих к крепости слобод и деревень. Таких, например, как Вознесеновка и Павлокичкас. Ведь именно в той же Вознесеновке осела большая часть солдат, служивших в Александровской крепости. Также благодаря постройке моста крестьяне смогли доставлять свои товары не только в Александровский посад но и далеко за пределы самого уезда, в другие губернии.
Хотя мост и был построен в узком месте реки, но практически каждую весну после половодья его приходилось восстанавливать практически полностью - разрушалась деревянная основа моста. В начале 20 века на смену деревянному мосту пришел каменный. Неизвестно сколько простоял каменный мост до своего первого ремонта, но есть свидетельство, что уже в 1923 году было решено сделать его капитальный ремонт. Для чего Вознесеновским сельским советом было решено кирпич доставить из хутора Осокорового, а камень из урочища Сагайдачного (там были каменоломни). Оплата по работам проводилась из средств комитета взаимопомощи селян.
В конце 30-х годов прошлого века по мосту была проложена трамвайная линия, ведущая к Днепрогесу. С постройкой промышленного комплекса и "пуском" " Красной воды" Вознесеновский мост был окончательно перестроен и обновлен. Сейчас он соединяет Жовтневый и Орджоникидзевский районы Запорожья и находится рядом с парком Победы. Нет такого жителя в нашем городе кто хотя бы один раз не прошелся или проехался по этому мосту.
Отдельной строкой хочется рассказать об участке дороги, который поднимается от моста к улице Победы и далее - к остановке трамвая “Театр молодежи”. Можно с уверенностью сказать, что именно этот участок сохранился от той старой дороги, которая соединяла переправу Кичкас с Александровском. На карте эта дорога именовалась как Екатеринославская ( прим. "РЗ". доводилось встречать и название Мариупольский тракт. Якобы по этой дороге и проезжал как-то Александр Пушкин). В 19 веке это была самая обыкновенная грунтовая дорога, а уже в начале 20 века, с развитием транспорта, дорога была выложена камнем. До сих пор здесь местами можно увидеть остатки сохранившейся брусчатки.
И на последок хотелось бы рассказать несколько слов о реке на которой построен бывший Вознесеновский, а ныне трамвайный мост. Сейчас река Сухая Московка не имеет ни одного притока, тянется от поселка Тепличного через весь Зеленый Яр и впадает в Красную воду. А еще 100 лет назад эта река имела два рукава, причем второй рукав был отдельной рекой. Ее вознесеновцы ы называли Капустяной рекой, поскольку она протекала по дну Капустяной балки. Капустяная река была местами глубокой и очень рыбной, по берегам реки пасся скот. Выше балки Капустяной в Капустянку впадала река Осокоровая, которая брала начало в одноименной балке . Осокоровая также была рыбной и глубокой. Сейчас остатки этой речки сохранилась в районе Запорожья Левого и села Матвеевка. А река Капустяная, к огромному сожалению, полностью поглощена водами Красной воды. Вот так открывается неизвестная история одного Запорожского моста и реки через которую он проложен.
Игорь Павелко, краевед
|Комментировать [9]