Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Достопримечательности Запорожья » Дома и сооружения Запорожья › Кичкасский мост (+14 фото)

Теги: Alexandrovsk
 (голосов: 2)

КИЧКАССКИЙ МОСТ В АЛЕКСАНДРОВСКЕ ПОСТРОИЛИ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА.

А РАЗОБРАЛИ ЗА СЕМЬДЕСЯТ ДНЕЙ .

В искусственном озере имени Ленина, которое образовалось после строительства плотины ДнепроГЭС, сегодня можно видеть поросший зеленью одноименный остров. По соседству с ним выделяется массивный кирпичный силуэт. Это напоминание о Кичкасском Мосте, который когда-то был здесь. Над водой высятся остатки одной из его береговых опор. Ей уже более 100 лет! Слава моста в начале XX века прогремела на всю Российскую Империю, докатилась до Европы, а позже о нем несправедливо забыли. Кто-то вообще не знает, что был у нас такой мост. Хочется напомнить о жизни и исчезновении этого выдающегося для своего времени сооружения.


И кому он был нужен?

У многих резонно возникнет вопрос, а зачем это к острову был нужен мост? Дело в том, что современный остров Ленина раньше был вовсе не островом, а частью правого берега. Это наивысшая его часть, которую не поглотили воды Днепростроевского озера. А ведь плотина подняла уровень воды почти на 40 метров! На дворе 2012 год, а еще 80 лет назад (до 1932 года) правый берег здесь выдавался далеко вперед, образуя Кичкасский мыс. Там, где мы сегодня видим опору, и был правый берег. Ширина Днепра на данном участке составляла всего 175 метров.

 

В свое время местные жители не могли себе представить, что гигантская плотина перекроет Днепр и образуется целое озеро шириной более километра. Не могли поверить, что берег, на котором они сегодня стоят, станет речным дном, а вода доберется до вершин вот тех дальних холмов. Так и мы сегодня, вглядываясь в широкие просторы озера, с трудом можем себе представить, что ранее здесь все было иначе. Только вообразите: узкая лента реки и берега, которые то вздымаются причудливыми скалами, то ниспадают белоснежными песчаными отмелями. Картину дополняет кружевной силуэт моста, повисшего в гранитном ущелье...

 


Вдали виднеется Кичкасский Мост. Люди стоят на правом берегу Днепра. Теперь здесь речное дно.

 


Давайте ненадолго вернемся в самое начало XX века. Оставив позади девять кипящих порогов, у Кичкасского мыса Днепр делал крутой поворот и устремлялся в Волчье Горло. Так называли узкую скалистую расщелину между Кичкасским мысом и левобережьем. Ее берега отвесными скалами на 40-60 метров высились над рекой. Вширь Днепр, как уже отмечалось, здесь был невелик. А вот его глубина на данном участке во время паводков доходила до рекордных 40 метров.

Узкие места на реке издавна служили переправами. Не было исключением и близкое соседство берегов у Волчьего Горла. Здесь находилась Кичкасская переправа (перевоз, брод), известная еще в древнегреческих источниках как Крарийская. Здесь проходили торговые пути и знаменитый Чумацкий шлях. Но до постройки моста перебраться с одного берега на другой можно было только на лодке, плоту или вплавь. Паромное сообщение наладили лишь к середине XIX века. Здесь, у переправы, и построили Кичкасский Мост.

 

Почему «Кичкасский»?

Назвали его по местности. Ведь здесь проходила Кичкасская переправа, а еще был Кичкасский мыс, балка Кичкасская и речка Кичкас. Находились селения – левобережный Павло-Кичкас и правобережный немецкий Айнлаге-Кичкас. Еще его называли мостом у Волчьего Горла.

Кичкасский Мост стал частью проекта по прокладке Второй Екатерининской железной дороги, которая через наш город соединила Донбасс и Криворожье. От станции «Александровск-II» (сегодня «Запорожье-2») железнодорожный путь шел к Днепру. Там он переходил реку Кичкасским Мостом и, задержавшись на правом берегу у станции «Кичкас», далее брал направление на Никополь и Кривой Рог.

 

Значение Кичкасского Моста сложно переоценить. Ведь он был единственным мостом через реку Днепр в окрестностях Александровска, а после и Запорожья до 1931 года, когда работы по строительству Днепровской ГЭС подходили к концу, а через остров Хортицу перебросили мосты Стрелецкого (довоенные железные предшественники современных мостов Преображенского). С прокладкой новой железнодорожной ветки и постройкой моста наш город в начале XX века вышел на новый этап развития. Водный путь ниже опасных порогов теперь свободно пересекался с железнодорожным. Отныне грузы свободно могли перебрасывать с поездов на суда и наоборот. Александровск становится центром торговли запорожского края и переживает промышленный бум.

 

Существовало три конкурсных проекта будущего моста. В жизнь воплотили проект Брянского завода в г.Екатеринославе (автор – инженер В.Лат), который превзошел идеи заводов Парижа и Варшавы. Проект Кичкасского Моста воплотил в себе новаторские разработки ученого, инженера-мостостроителя Лавра Проскурякова. Постройку моста начали в 1900 году. Сборка сложной консольно-балочной конструкции велась одновременно с двух берегов. Тут же находились мастерские, вспомогательная техника и бараки для рабочих.

 


Строительство Кичкасского Моста

 

Каким он был?

Элементы моста из литого железа доставляли по уже проложенной железной дороге из Екатеринослава (ныне Днепропетровск) прямо на стройплощадку. Далее краны ввозили их на строящийся мост для монтажа. Огромный мостовой конструктор соединяли способом пневматической и ручной клепки. Мало-помалу на высоте 40 метров над водой берега Днепра соединились одним мостовым пролетом-аркой в 190 метров. Длина моста с подъездами составляла 336 метров. Его строительство обошлось в 1 450 млн. рублей. Кичкасский Мост состоял из двух ярусов, хотя изначально его планировали построить одноярусным, только для железнодорожного транспорта. По верхнему ярусу проходил двухколейный железнодорожный путь. Нижний ярус был отведен для экипажей, повозок и прочего транспорта. Снаружи, по его левую и правую стороны, находились отгороженные тротуары для пешеходов.

 


Общая длина Кичкасского Моста – 336 м.  Рекордный арочный пролет – 190 м.


Летом 1902 года мост у Волчьего Горла уже был открыт для пешеходов. Окончательное введение в строй затягивалось, поскольку мостостроители столкнулись с рядом трудностей. Поезда по Кичкасскому Мосту пошли только в начале 1908 года. Однако официальное его открытие состоялось 17 апреля 1904 года. На торжественной церемонии присутствовал царь Николай II c семьей. Венценосные гости наблюдали за действом из специально построенного для них шатра. Посмотреть на чудо-мост и царя собралось много народу. Мост освятили, заиграла музыка, проехал поезд, и над Днепровскими кручами разнеслось эхо от его свистка и стука колес...

Что интересно, пешеходы имели право бесплатно пользоваться мостом, а вот за проезд на запряженном экипаже, велосипеде, автомобиле или за перегон скота с 1910 года нужно было платить сбор в соответствии с утвержденным прейскурантом.

 


На Кичкасском Мосту, нижний ярус для экипажной езды


Кичкасский Мост стал образцом новой эры мостостроения, как в дореволюционной России, так и в Европе (новая оригинальная облегченная конструкция, новая система расчетов, сборка на весу). Он стал крупнейшим одноарочным мостом Российской Империи (по величине пролета в 190 метров), и вторым по величине – в Европе. Его сразу же назвали красой и гордостью здешних мест. В прессе же его величали «Восьмым чудом света» за новаторство в мостовой инженерии, мастерство постройки, красоту и изящество. Ему посвящена не одна дореволюционная открытка.

 

Есть у Кичкасского Моста и печальная слава. Его сооружение, как и всякое одиозное строительство, не обошлась без жертв рядовых мостостроителей. По воле несчастного случая погиб и один из инженеров-иностранцев, который руководил работами. Позже, во время Гражданской войны, мост стал полем боя белых, красных, анархистских сил, желающих закрепиться в Александровске. Власть тогда менялась порою не по дням, а по часам. В незнающих пощады руках Кичкасский Мост не раз превращался в эшафот для несогласных с новой властью. С его высоты людей бросали прямо в Днепр. Его железнодорожные пути неоднократно взрывали или развинчивали, в результате чего в реку срывались целые железнодорожные составы с продовольствием, оружием и даже с людьми, ранеными, пленными.

 

Взрывали и сам мост. В 1920 году его центральную часть вообще вырвало во время серьезного взрыва. В советские времена популярной была версия, что это разрушение учинили банды анархистов Н.Махно. Сегодня же ряд исследователей утверждают, что так отличились красноармейцы. Так или иначе, но часть центрального пролета в 38 метров обрушилась в воду. Мост вышел из строя и почти год зиял брешью. Снова организовали паром, а грузы опускали на суда прямо с моста.

 




Взорванный Кичкасский Мост, 1920 г.

 

...И его порезали на металлолом

В 1921 году по окончанию Гражданской войны мост восстановили. И еще 10 лет он сохранял звание самого большого одноарочного моста, уже СССР. Но, увы, судьба этого замечательного сооружения печальна. Прослужив верой и правдой почти три десятка лет, он не вписался в планы Днепростроя. В объективе советских кино- и фотохроник мост меркнет на фоне Днепростроя с его лесом кранов и кадок с бетоном. Проект покорения могучего Днепра и электрификации вынес приговор древним порогам и творению царских времен, Кичкасскому Мосту.

 

Справедливо будет признать, что после сооружения плотины Днепровской ГЭС он и не смог бы работать, как раньше. Кичкасский мыс скрылся бы под водой вместе с железнодорожными подъездами. Отрезанный от берегов мост лег бы «брюхом» в воду, поскольку уровень воды должен был подняться до его нижнего яруса, и вообще мог рухнуть.

 

Изначально планировалось дать ему вторую жизнь: разобрать, перевезти и собрать в другом месте. Но работы по разборке начались с опозданием на 4 месяца. Разобрать сложную конструкцию за 70 дней не успели. В итоге поздней осенью 1931 года под лозунгом «Ни один килограмм остродефицитного металла не должен остаться в воде!» железного красавца стали просто резать автогеном на куски. Бригады рабочих соревновались между собой, стараясь увеличить тоннаж отрезаемых частей. Так «Восьмое чудо света» превратилось в пять с половиной тонн металлолома. Кичкасский Мост канул в прошлое...

Старинные открытки и фото воскрешают для нас этот мост во всей красе. Напоминает о нем и половина его правобережной опоры, которую пока еще не подточила вода. Это концевая опора моста, называемая устоем. На своих плечах она держала въезд на верхний железнодорожный ярус, а также подпирала земляную насыпь, по которой к мосту подходила железная дорога. Она пережила разборку моста, военное время, годы... Вопреки утверждению, что вода камень точит. Проезжая по плотине ДнепроГЭС, обязательно посмотрите на нее – она уже тоже памятник. Правда, не все уважают ее почтенный возраст. Запорожские «стенописцы» и тут не смогли пройти мимо. Точнее, проплыть. Несмотря на то, что опора окружена водой, ее бока покрыты надписями.

 

Правобережные опоры Кичкасского Моста, 50-е гг.

Сегодня башен уже нет


На фото 50-х годов рядом с ней высились еще и парные опоры-башни. Между ними находился въезд для транспорта на нижний шоссейный ярус. Но сегодня  «башенок» уже нет. Они обрушились. Где по отношению к Кичкасскому Мосту находились обе опоры, я попытался изобразить в фотоколлаже. Аналогичные элементы вы можете рассмотреть, въезжая на мосты Преображенского.

 

Сохранившаяся до наших дней опора, февраль 2012 г. Ее местоположение в структуре Моста.

Панорама Кичкасского Моста

 

Легенды Кичкасского Моста

Рассказы о том, что на дне Днепра до сих пор покоятся фрагменты Кичкасского Моста и даже целые железнодорожные составы тех времен, решил проверить запорожский спорт-дайвер Юрий Батаев. Поисковой экспедиции предшествовал сбор материала и расчеты. Имея большой интерес к подводной истории своего края и опыт экстремальных погружений, в 2004 году в темноте 58-метровой глубины ему удалось обнаружить тот самый вырванный взрывом пролет моста, рельсы и россыпь железнодорожного транспорта дореволюционного образца. С того времени дайверы из других городов с удовольствием приезжают в Запорожье нырнуть к диковинной находке. Благодаря подводной съемке, увидеть одну из страниц нашей истории можем и мы с вами.

 

В кадрах съемки под водой: фрагмент взорванного пролета, рельсы, колесо вагона

(фото с сайта Ю.Батаева)


В районе бывшего Кичкасского Моста когда-то в будущем снова могут наладить переправу. Так, в Генеральном плане застройки г.Запорожья здесь через все озеро и остров Ленина намечена перспектива сооружения Северного (Новокичкасского) моста длиной 2 километра.

 

 

Артем БОРОДИН,  полная версия статьи для газеты «МИГ»

 

 

 

 









 

 



 

 



 

Опубликовал akbash , 17.08.12 12:05
Просмотров: 19172 | Комментировать [9]
Другие новости по теме:
Пишет Андрей., 19 августа 2012 16:57
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Вот здесь есть видео погружения дайверов к кичкасскому мосту: http://www.diveinstructor.com.ua/2010-05-26-09-10-18/2010-05-26-10-17-26
Пишет Андрей., 20 августа 2012 18:45
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Интересно на фотографии 50-х годов кроме основания опоры есть еще две части, когда и при каких обстоятельствах они исчезли?
Пишет Андрей., 21 августа 2012 22:26
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
В очередной раз спасибо Роман за проделанную работу. Отредактированный вариант интересен на все 100%.

P.S.

Эх, поймать бы этих дебилов стенописцев и ...
Пишет Дмитрий Викторович, 22 августа 2012 11:25
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Не он на этом фото: http://de.trinixy.ru/pics5/20120822/front_01.jpg ?
Пишет akbash , 22 августа 2012 14:56
  • Сообщений: 122
  • Новостей: 386
Дмитрий Викторович , нет - явно не он
Пишет akbash , 22 августа 2012 14:57
  • Сообщений: 122
  • Новостей: 386
Андрей. , это автору спасибо - Артему Бородину
Пишет Артем, 31 августа 2012 15:04
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Здравствуйте!

Нашел в Сети ссылку на книгу 1911 года инженера-строителя Толчина А.И. "Постройка моста через реку Днепр у "Волчьего горла". Содержит множество фотографий моментов строительства моста и подробнейшие технические описания процесса сооружения. Просто краткое "руководство по сборке"! Отдельного внимания заслуживают фото, позволяющие оценить высоту, на которой работают люди. Знали бы они тогда, что эта высота совсем скоро превратится в глубину!

http://metropolis.kiev.ua/forward/kichkas/zaporozhye-kichkas-bridge-1911.pdf
Пишет akbash , 3 сентября 2012 12:22
  • Сообщений: 122
  • Новостей: 386
Артем , так эта книга уже давно у нас в библиотеке висит.
Пишет Валера, 25 октября 2012 22:58
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Про пять с половиной _тонн_ металлолома- опечатка, конечно?