Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Досуг запорожцев › «Емахо, емасо…»

Теги: 1970-e , 1980-e
 (голосов: 1)
Мы уже  рассказали об анкетах – непременных атрибутах каждой юной запорожанки поздней советской эпохи. Сегодня мы продолжим рассказ о девчоночьих «сокровищах». Ведь у каждой юной леди тогда была еще одна заветная тетрадь – так называемый песенник.



Общей тетрадкой-песенником во второй половине ХХ века считала нелишним обзавестись любая уважающая себя школьница. Типичный рукописно-самодельный сборник популярных и не очень песен представлял собой толстую общую тетрадь. В ней, кроме песенного творчества, можно было найти разнообразные лирические стихи и картинки – как нарисованные собственноручно, так и вырезанные из журналов. Давайте, полистаем!

«Колобковый» шрифт
Естественно, каждый песенник начинался с титульного листа. На нем непременно присутствовала надпись вроде: «Тетрадь прошу не трогать, листы не вырывать, заметные ошибки прошу не исправлять» и, конечно же, «паспортные» данные владелицы. С особым старанием проводились и оформительские работы этого самого титульного листа. «Особо ценилось в то время два умения – рисовать мясистые ровные сердечки и уметь писать «колобковым» шрифтом. А те, у кого был набор фломастеров 18 цветов, считались просто небожителями», – вспоминает запорожанка Наталья Билык. Причем настоящим шиком считалось оформление песенника с помощью фломастеров необычной расцветки: «Вроде бледно-салатового или ядрено-голубого», – рассказывает наша землячка Светлана Хижняк.




Нечитаемые «Желтые тюльпаны»
Также величайшей ценностью юных оформительниц оказывались ручки с цветными пастами. С помощью них можно было на загляденье одноклассницам превратить чистые поля тетрадок в настоящий шедевр дизайна. Да и на самих страничках при помощи красной и зеленой пасты начинали цвести целые поля шипастых роз.
Кстати, некоторые считали, что оформлять страничку с песней надо непременно в соответствии с текстом самого хита. Поэтому, например, слова песни «Розовый вечер» обязательно вписывались розовым фломастером, а текст песни «Желтые тюльпаны» по этой же причине в песенниках было очень сложно читать.
«Еще одним методом украшения песенников был мелко-мелко наструганный ножом грифель с цветного карандаша, который растирался ваткой по странице», – дополняет наш мастер-класс запорожанка Елена Ефименко.




Журналы под ножницы
Так как песенник непременно должен был быть шикарно оформленным, а талант художника присутствовал далеко не у всех, то на помощь приходили ножницы. Нужные иллюстрации для тетрадки просто откуда-то вырезались. Обычно из открыток или «глянца» советских времен – маминых журналов «Крестьянка», «Работница», «Советский экран»… Какая-нибудь Тина Тернер в обтягивающем платье, тщательно вырезанная из журнала «Америка», становилась просто настоящей сенсацией! А вот на кромсание ножницами молодежного «Ровесника» решались немногие – на по-настоящему культовый журнал конца 80-х–начала 90-х рука поднималась лишь от самой «безнадеги».
– После длительных нытья и слез у мам можно было выпросить и весьма раритетные по тем временам кладези ярких картинок – заграничные каталоги, – вспоминает экс-запорожанка Лилия Зарецкая. – В таких случаях радости не было предела! Песенники, щедро залепленные «тетями» из какого-нибудь немецкого «Отто», автоматически становились самыми крутыми в классах!




Сморщившиеся красотки
Иногда фотографии популярных исполнителей покупались на рынке. «Они были особой гордостью. Аж страшно вспоминать, какие деньжищи отдавали за одну такую фотографию – черно-белые, ужасного качества, кустарные картинки стоили целый рубль», – вспоминает запорожец Максим Карнаух.
– Я целый год собирала все мамины журналы, вырезала оттуда фотографии музыкантов и тексты песен, клеила, гордилась жутко, – рассказывает запорожанка Татьяна Нетудыхата. – А потом одноклассница попросила переписать, а сама все вырезала и переклеила в свой песенник. Слез было море – прямо целая трагедия. Потеряла я подругу…
Кстати, с вырезками из газет и журналов связана еще одна особенность девичьих советских песенников. Большинство девчонок вклеивало иллюстрации в тетрадки с помощью канцелярского клея. По этой причине очень часто все эти западные красотки из каталогов быстро теряли весь свой лоск – сморщивались и покрывались буграми.




Heavy Metall!
– А еще девочки любили не просто приклеивать картинки, а и обводить их все теми же фломастерами. Получалось некрасиво, но мощно! Особенно в сочетании с намалеванными рядышком многочисленными надписями на латинице. Помните: «НМR», «AC/DC», «Accept», «Kiss», «Bon Jovi»…?
– А ведь зачастую многие даже отдаленно не имели понятия, кто и что стоит за этими англоязычными надписями и аббревиатурами: просто кто-то из старших написал, и понеслось! – вспоминает запорожанка Елена Позняк. – Это уже потом я купила пластинку «Bon Jovi», долго копила на нее, послушала и жутко расстроилась от того, что это мне совсем не нравится.




Юрими еми нау!
Теперь о самом главном наполнении песенников – непосредственно о самих песнях. В тетради непременно должны были быть тексты «саундтреков» из популярных кинофильмов. Слова обычно списывались просто на слух. Особо находчивые тащили с собой на киносеансы магнитофоны, чтобы потом дома с помощью кнопочки «пауза» в течение часа переписать текст хита в тетрадь. Причем подобным образом в песенниках появлялись даже песни из, например, индийского «Танцора диско»! Представили себе, весь этот «санскрит», тщательно переписанный русскими буквами?
Подобным образом в песенники вносились практически все песни на заморских языках. В итоге на свет появлялись шедевры вроде «Естедей», «Емахо, емасо...», «Юрими еми нау», «Емагу, гоншизи, бразэ луи-луи-луи» и «Шорох дусен фой»!




Красавицы Икупку
Впрочем, забавные трансформации иногда происходили и с хитами на русском языке. Набор последних в девчоночьих песенниках был невероятно широк – начиная от трогательного шлягера о снах крейсера «Аврора» и заканчивая песенкой о трех белых конях из фильма «Чародеи». В промежутках запросто мог идти неведомо где почерпнутый «Гоп-стоп», а также прочие шедевры блатно-дворовой лирики вроде «Алешкиной любви», где все любили, рыдали, страдали, предавали, выходили замуж не за тех, сбрасывались со скал и кромсали друг друга ножами.
Найти оригинальный текст даже русскоязычной песни в те годы было непросто – Гугла еще не было в проекте, поэтому все записывали опять же на слух: с телевизора, радио, «катушки» или аудиокассеты. Естественно, потом в тетрадях появлялись весьма диковинные шлягеры о «скрипе колеса» (вместо «срипки-лисы»), «красавице Икупку» («красавице и кубку») и «в небе сомостях» («…в моей любви, как в невесомости»).
Вот такие вот шедевры ко всему прочему разбавлялись еще стихами и мудрыми сентенциями следующего плана: «Люби одного, а не десять, а то на березе повесят», «Любить одного – гордость, любить двух – подлость» и «Девчонкой можно увлекаться, девчонкой можно дорожить, но над ней нельзя смеяться, девчонка может отомстить!».




Напишите нам
Уважаемые наши читательницы, а вы помните свои анкеты и песенники? Может, тетрадки из детства до сих пор пылятся на ваших антресолях? С удовольствием узнаем и расскажем, что же такого интересного было написано или нарисовано в ваших драгоценных тетрадях.
Пишите: retrozp@gmail.com
Опубликовал akbash , 30.01.11 21:17
Просмотров: 4414 | Комментировать [2]
Другие новости по теме:
Пишет Анна , 28 марта 2011 22:45
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Смеялась до слез!!! bully
Пишет Влад , 20 июля 2011 16:43
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
В те времена девчёнки были намного более порядочными и романтичными. Сейчас это просто кошмар