Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Досуг запорожцев › «Шорох дусен фой...»

Теги:
 (голосов: 2)


 Под эту песню 20 лет назад запорожцы влюблялись и женились. Она заставляла пускаться в пляс уже с первых нот. В честь нее называли домашних питомцев и фасон юбок. И во многом клип именно этой песни поставил жирный крест на советской морали. Помните, в девчоночьих песенниках: «Шорох дусен фой кейюмжиа соло фейшура…»?

 

  Латиноамериканская «бомба»

«Вспомнили о танцах и почему-то забыли о ламбаде…» – на такое замечание одной из наших читательниц мы не могли не отреагировать. Конечно же, как без ламбады-то? Ведь даже спустя 20 лет после «ламбадного» бума его очевидцы прекрасно помнят зажигательную песню, «горячий» клип «Каомы» и мини-юбки, получившие свое название от жаркого бразильского танца.

Тот самый клип на песню группы «Каома» появился на советских телеэкранах в конце 1989 года в легендарной программе «До и после полуночи». «Тогда за счастье было не спать чуть ли не до утра, но дождаться таки выступления исполнителей зарубежной эстрады. Такие на советском телевидении изредка за полночь только и можно было увидеть», – вспоминает запорожец Евгений Легкий. Зажигательный видеоролик, в котором белокурая девочка танцевала с темнокожим парнишкой, стал просто шоком для советского зрителя. По тем временам клип с раскрепощенными танцовщицами в коротких юбках солнце-клеш был очень смелым и вызывающим. Что уж там говорить, если ему был даже посвящен один из отзывов наших читателей на статью о белье советских времен: «Впервые трусики-стринги я увидела по телевизору в клипе «Ламбада».

 

Стринги среди зимы

«Строгий отец сначала жестко наказывал свою белокурую дочь кулаком, а затем, осознав высокое идейное предназначение песни, с «поганой» улыбкой смотрел, как дочь «окучивает» молодой темнокожий «ламбадейро», – вот так вкратце описывает содержание легендарного клипа запорожец Сергей Носенко. С улыбкой знаменательное событие вспоминает и наша землячка Анна Мартынюк: «Темнокожая тетя спела низким красивым голосом на неизвестном языке что-то такое красивое и непонятное. И тут же все дети принялись выдумывать текст песни на свой манер. Вроде «Шором, Дусик, вой» или почти неприличное «А-е кот поссал».

– Хорошо помню, как первый раз увидела этот клип в "До и после полуночи, – рассказывает запорожанка Любовь Яковчук. – Я аж обалдела от пляжа, ярких красок, загорелых тел, стрингов и вообще от экзотики. Как сейчас помню, что на улице зима и холодрыга, а по телеку тааакое..!

 

«Запретный танец»

Кстати, о «строгом отце». Из уст в уста запорожцы тех лет передавали мифическую историю о том, что якобы клип группы «Каома» является всего лишь фрагментом одного зарубежного кинофильма. Названия его в каждом рассказе были разные – то ли «Запретный танец», то ли просто «Ламбада». Ну, или все вместе – «Ламбада – запретный танец»! Никто и никогда этого фильма, естественно, не видел. «Но все часами сочиняли и представляли, что же там такое могло быть. Например, злой отец, который не разрешал дочери танцевать ламбаду», – вспоминает экс-запорожанка Елена Хворост.

Поколению интернета и спутникового телевидения такой тяги советского народа к сочинительству уже не понять. А ведь тогда и вправду верили, что где-то на Западе есть, например, фильм «Сын Кинг-Конга мстит за отца»!

 

На ура!

После нашумевшей премьеры песню транслировали чуть ли не каждый день. Когда появлялся нашумевший клип, люди намертво прилипали к экранам, «впитывая» каждое новое движение. Ведь вслед за откровенным роликом, где ламбаду под шелест пальм и плеск теплого моря танцевали смуглые женщины и мужчины, в стране начался настоящий танцевальный бум. «Невероятный был бум — фанаты танца собирались на выходных, обменивались кассетами, соревновались нарядами и оттачивали мастерство», – рассказывает хореограф Валентина Мирина.

Звуки «Chorando se foi» неслись отовсюду. Молодежь приняла ламбаду «на ура» – ведь она так не была похожа на какой-нибудь школьный вальс, где ребята танцевали сугубо на «пионерском» расстоянии. Недовольными остались только люди старшего поколения. При упоминании о ламбаде они начинали ворчать и с нежной грустью вспоминать танцы своей давно ушедшей молодости.

 

Рисуй восьмерку!

Основные движения модного танца разучивали дома – стоя перед телевизором. Усвоенное закрепляли во дворах, иногда с помощью инструктажа от чересчур юморных товарищей: «Хочешь научиться танцевать ламбаду — встаешь у стены, между полупопиями зажимаешь мелок — и рисуешь на стене восьмерку!».

Еще один важный элемент техники – концовка танца, когда звучало "ай-яй-яй, dancando Lambada». Завершая ламбаду, всем непременно полагалось построиться «паровозиком» и двигаться, активно виляя бедрами и поднимая поочередно то одну, то другую ногу.

Самые юные поклонники ламбады учились этим премудростям прямо в школах, на переменах. За что, конечно же, получали нагоняй от педагогов – уж слишком непристойными выглядели тогда такие танцевальные па. Кстати, исполнение ламбады почти всегда выглядело так же, как танцплощадки послевоенных лет – в парном танце «зажигали» исключительно однополые девичьи пары. Виляющий бедрами парень в советские времена был феноменом сродни НЛО.

Кому не хватало аматорских навыков, посещали кружки по изучению модного танца, благо, их на волне ламбадомании появилось, как грибов после дождя. «Экзотический танец преподавали даже в школах и Домах пионеров. Заманивали, можно сказать, в танцкружки ламбадой. Такой вот она была модной», – рассказывает Елена Хворост.

 

Девичья мечта

Танцевали ламбаду исключительно в «спецодежде» – коротком топе (часто просто обрезали старые майки и делали на них бахрому) и столь же короткой юбке, которую так и окрестили – «ламбада». «Приталенный «верх», расклешенный «низ» и обязательный волан, колышущийся в танце… Джинсовая юбочка-ламбада – главная девичья мечта моего детства!» – вспоминает запорожанка Лилия Гапон. Настоящим шиком считались юбки-клеш, обшитые снизу белыми кружевами и с «корсетной» шнуровкой спереди. Ну, а сверхроскошью — «двойные ламбады»: их покрой был таков, будто короткая юбка одета поверх другой, подлиннее. Если же на ней сбоку цветочки и вышита надпись Lambada, ты — просто «Симона-а-а – королева красоты»!

– Мы в них не танцевали, но как приятно было пройтись по улице и покрасоваться этой вышивкой белыми нитками спереди, – вспоминает запорожанка Елена Гомон. – А у моей младшей сестры было написано "Labamda", и все смеялись над этой опечаткой.

Еще один непременный внешний атрибут «ламбадоманов» – высокая «пальмочка» из множества цветных резинок на голове.

 

«…Кейюмжиа соло фейшура»

На пике ламбадомании, наверное, не было ни одной тетрадки-песенника (а такие были у каждой школьницы), где бы не нашлось места на слух записанным непонятным словам вроде этих:

Шорох дусен фой кейюмжиа соло фейшура
Шора фейшора олимбрятиш амур
Кейумжия но шори хэйраааа…

А те, кто не хотел ломать голову над такими варварским способом переведенными текстами, придумывали русскоязычные варианты «Ламбады». Количество таких ремейков было просто огромным: «Ветер нам принес песню из далеких жарких стран», «Адриатика подарила бархатный сезон», «В лучший ресторан я тебя сегодня приглашу»… Особенно выделялась неслыханная по тем временам пошлость от Сергея Минаева: «Не сходи с ума, не смотри на то, что я раздет».

 


«Ай-яй-яй…»

«Помню, у нас в детском саду все «тащились» от ламбады, а одна девочка даже текст знала! Пела ее постоянно. А еще, когда к нам пришла совсем молодая воспитательница, то все девчонки ее спрашивали, умеет ли она танцевать ламбаду», – с улыбкой вспоминает запорожанка Оксана Мазнева. Стоит признаться, что не оформившиеся малыши, выплясывающие, виляя бедрами, были довольно смешным зрелищем. Возможно, именно поэтому в году так этак 90-м некоторые домашние праздники сопровождались не традиционным стишком на табурете от талантливого чада, а хореографическими или вокальным исполнением «Ламбады».

Если рядом не было детворы, то взрослые обходились собственными силами. На пике любого праздника, будь то свадьба или день рожденья, гости вставали друг за другом, брали за талию впереди стоящего и двигались вперед, формируя все тот же «паровозик». И вместо какой-нибудь «Ой, мороз, мороз…» над столами неслось «Ай-яй-яй, лам-ба-да!»

Вот так за рекордно короткий срок – считанные месяцы – ламбада из простой мелодии переросла в настоящее явление, которое до сих пор невозможно забыть. Согласны?



 
Опубликовал akbash , 13.02.11 19:41
Просмотров: 2339 | Комментировать [0]
Другие новости по теме: