Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Досуг запорожцев › «Танцуют все!»

Теги:
 (голосов: 0)
 

 


Сегодня праздник у девчат – сегодня в  блоге будут танцы. Наконец-то в своих путешествиях по прошлому мы добрались и до танцплощадок. О том, где, что и как   танцевали запорожцы в минувшем веке, наш сегодняшний рассказ.




Под звуки танго

Начнем с 50-х. Тройка «козырных» танцев этого десятилетия – вальс, танго и фокстрот. Вальсировали чаще всего под старые добрые «Волны» – «Дунайские и амурские», – вспоминает запорожский пенсионер Дмитрий Соколовский.

Под знаменитую «Рио-Риту» запорожцы 50-х с удовольствием танцевали быстрый фокстрот. «Это парная беготня под музыку…» – пишет в книге «Мы выросли на «Шестом» запорожец Анатолий Свет. Два шага вперед, шаг в сторону, остановка, поворот… Это уже о танго.

Всем этим танцам многие запорожские мальчишки учились, глядя через ограду на танцплощадку в парке «Металлургов». «Ведь по малолетству нас туда не пускали», – рассказывает запорожец Николай Ефименко. «Канать» на танцплощадку ребятам приходилось двумя способами – либо прокрадываться за спинами взрослых, либо с помощью словечка, замолвленного кем-либо из знакомых взрослых завсегдатаев танцев.

 

Через окно в туалете

Собственными танцплощадками обладал, пожалуй, каждый район города – обычно эти огороженные «пятачки» с эстрадой находились в парках или рядом с домами культуры. Добыть контрамарки на самые популярные площадки иногда было весьма затруднительно – их количество ограничивалось. Действовал принцип: «Кто не успел, тот опоздал». А успевать надо было так: готовишься заранее, едва заслышал музыку – беги со всех ног на призывные звуки оркестра. Успел – хорошо, время с 6 до 11 вечера твое.

Зимой танцы переносились в помещение. Распахивали свои широкие двери дворцы культуры и клубы, куда вместе с порциями морозного воздуха вваливались шумные розовощекие компании в цигейковых шубах. «На вечера в клуб имени Кирова нас, мальчишек, тоже не пускали. Но мы просили кого-то из ребят постарше открыть шпингалеты на окне тамошнего туалета и пробирались на танцы через такой вот «черный ход», – с улыбкой вспоминает запорожец Евгений Куц.

 

«Чтобы сдохли от зависти»

В свою очередь запорожские девчата к первому «выходу в свет» готовились месяцами, разучивая танцы дома под радиолу. Поэтому и томились девичьи души в ожидании вечера. С утра начинали подспудную подготовку, завивали волосы, причем даже не на бигуди (за неимением оных), а на доисторические папильотки. Гладили выходные наряды. Вот как выглядела «танцевальная» мода на рубеже 50-60-х: узкие, такие, что и шагу не сделаешь, юбки и капроновые или шифоновые прозрачные блузки. Невероятной популярностью пользовались также юбки иного плана: цветастые (в крупный цветок), обязательно с подъюбниками, которые, накрахмаленные до упора, жестко «стояли», придавая самой юбке кокетливую форму колокольчика.

Для парней одевание «с фасоном» касалось в основном только брюк – «труб» или «дудочек». Ну и совершенной неотразимостью в те далекие годы обладала военная форма. На «дембельнувшихся» или заглянувших в отпуск морячков девочки вешались огромными гроздьями. А уж самый шик – пройтись под руку с каким-нибудь летчиком. Во всем этом была сверхзадача – «чтобы подруги сдохли от зависти».

 


На десять девчонок…

Один из феноменов отечественных «дискотек» полувековой давности – танцующие однополые пары. Характерный пример – эпизод из легендарного кинофильма «Девчата»: Тося Кислицына, не найдя себе парня, топчется в танце с тощей подругой. Кто-то объясняет это тем, что война основательно испортила демографическое соотношение «мужчины-женщины» в стране: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят…». Кто-то говорит о том, что модные танцы «стилем» решались танцевать далеко не все девушки: «Чувих не хватало – танцевали друг с другом». Впрочем, как вспоминает экс-запорожанка Ольга Хвощ: «Это тогда было нормально, никто ничего не подразумевал. Иногда мальчики, набравшись смелости, все же разбивали пару девочек». Такая тенденция сошла на нет уже к середине 60-х.

 

 

 

Все это рок-н-ролл, детка!

В те же 60-е на запорожские танцплощадки нагло и развязно, ломая установившиеся годами рамки приличий, ворвался твист. Как его осваивали в массах, можете судить по хрестоматийному эпизоду из другого, уже советского кинобестселлера «Кавказская пленница». Помните платные курсы твиста, которые вел Моргунов-Бывалый? В жизни действовала приблизительно та же метода. Ребята, стремившиеся быть или слыть «центровыми», старались во что бы то ни стало освоить твист в тонкостях, дабы исполнять его свободно и артистично. Если находился такой маэстро на танцплощадке, ему освобождали место, и все окружающие наблюдали за тем, как он «выламывается».

А шагать по Запорожью, как мы уже когда-то писали, рок-н-ролл начинал с мелких идеологических диверсий. Немногочисленные стиляги, вооружившись пластинками с запретным тогда роком, совершали «кавалерийские» наскоки на танцплощадки. Стоило устроителям танцев чуток зазеваться, как тут же проигрыватель начинал играть «наш компакт-диск». «Враз выскакивало несколько пар в круг, и пока учителя или комсомольские активисты соображали, в чем дело, они зажигательно отплясывали», – вспоминает запорожский писатель Анатолий Светлицкий.

 

«Колхозный» вальс

Подробнее об этом танцевальном «исчадии буржуазной культуры» поведала нам экс-запорожанка Ольга Хвощ. «В 1964 году в Запорожье модным танцем был чарльстон. Мы его танцевали под «Жил да был черный кот за углом...». Потом стали танцевать всеми нами любимый твист. Позже – шейк», – рассказывает наша собеседница. А вот вальсу пришлось подвинуться. По словам Ольги, молодежь 60-х считала его… «колхозным танцем». Рок-н-ролл же старались больше танцевать на квартирах – с танцплощадок за такие «коленца» в лучшем случае удаляли.

«Приличное и безопасное место» – таким Ольга Хвощ называет танцы в парке «Металлургов» образца 60-х. «Мы, девчонки-«малолетки», не боялись туда ходить. Вокруг было много милиции и дружинников. Если и возникали драки, то сразу пресекались», – рассказывает экс-запорожанка.

 

Огрести по полной

На периферийных же танцплощадках тон частенько задавала откровенная «блатота». Девушке за отказ танцевать с незнакомцем случалось нарываться на угрозы типа «живой сегодня домой не уйдешь». Что делать – приходилось покидать танцплощадку окольными путями и бежать со всех ног под родную крышу.

Ну и конечно один из самых главных пунктов тогдашней танцевальной программы – коллективные драки. Массово дрались как на самих танцах, так и после оных. В основном «местные» против «чужих». Причина могла быть самой банальной – не поделили девочек, например, или даже просто желание отметелить пришлых. Тем более что перед танцами многие обязательно выпивали хотя бы по несколько глотков портвейна или «биомицина». Не пьянства ради, а смелости для.

Огромное мужество требовалось, например, для посещения одного из самых рисковых мест города в 70-80-е – танцплощадки в «Дубовой роще» (в простонародье «Дубы»). «В местной «клетке» можно было огрести по полной. Ходить туда было опасно. Да и милиция зверствовала», – вспоминает «дубовские» танцы запорожец Евгений Тоцкий.

 


Правильный репертуар

В середине 70-х практически каждый, даже самый маленький и невзрачный, запорожский дом культуры обязательно три раза в неделю – в пятницу, субботу и воскресенье – проводил танцевальные вечера. Клубные танцы почти всегда проходили под магнитофон. А вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) – живая музыка – считались настоящим шиком! Билеты на тогдашние дискотеки стоили 30-40 копеек. Впрочем, часто на танцы приходилось попадать сугубо по блату – как сегодня на концерты эстрадных звезд.

Обычный репертуар танцев тех лет сегодняшних «клаберов» мог бы сильно удивить. Обязательные три патриотические песни. Две – военной тематики, вроде «У деревни Крюково погибает взвод!» Три песни зарубежной эстрады. Пять быстрых, два вальса. Три «белых танца» – один вначале, второй в середине, третий в конце. Причем вся программа утверждалась на городском худсовете, куда входили представители художественной интеллигенции, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций. За соблюдением правильного репертуара следили народные дружинники, вооруженные списками того, что можно играть, а чего нельзя.

 

В полумраке

Однако, всегда и везде «ди-джеи» находили возможность дать молодежи глотнуть «тлетворного» воздуха буржуазной культуры. Играли «Битлз» под видом песен ансамбля «Орэра». «Лабали» один из первых советских шейков «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», как песню патриотической тематики. Ну или лихо отплясывали под «Рельсы упрямо режут тайгу», «Здравствуй, солнечный город, вот и встретились вновь». И, конечно, под «Иволгу».

И стоит упомянуть еще один жирный плюс тогдашних дискотек – во время медленных танцев приглушали свет! Читателям помоложе рекомендуем оставить снисходительные улыбки… Нам, сегодняшним, привыкшим к полумраку дискотек, этого не понять!

 


Дискотека 80-х

Культовые места Запорожья 80-х – «Тарелка» (парк Металлургов) и «Диалог» (пожалуй, самая модная дискотека конца 80-х). Дискоклуб в ДК Энергетиков удивлял диковинной по тем временам светомузыкой. «Танцпол с подсветкой снизу – по тем временам это было «круто», – рассказывает запорожанка Жанна Шестенко. Перед танцами в «Диалоге» крутили слайд-фильмы – например, о популярных певцах!

«Достать билеты в «Диалог» было суперсложно. Приходилось или самим выступать, или для друзей подделывать – я рисовал неплохо», – вспоминает запорожец Вячеслав Шматков. «Это была «блатная» дискотека, для городской комсомольской номенклатуры. Со стороны туда не попадешь. Билеты можно было достать только через свой заводской или районный комитет комсомола», – дополняет ныне уже американец Виктор Яресько.


А где танцевали вы?

Уважаемые читатели, мы с удовольствием продолжим поднятую нами тему. Но не сможем сделать это без вашей помощи. Расскажите о танцах, танцплощадках и дискотеках вашей юности. Все истории и воспоминания мы ждем по адресу: retrozp@gmail.com.

Опубликовал akbash , 13.02.11 20:15
Просмотров: 3717 | Комментировать [1]
Другие новости по теме:
Пишет ****, 29 января 2012 13:18
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Пульсары