Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Быт запорожцев › Все на субботник

Теги:
 (голосов: 0)
 

Во время него мы впервые красили лавки и учились вбивать гвозди, узнавали, почему белят деревья и вскапывают клумбы. Он перечеркивал законный выходной, но при этом от одного его названия у энтузиастов загорались глаза, а руки сами тянулись к веникам и лопатам. Вспомним о коммунистических субботниках.

 

  На благо общества

«Коммунистические субботники, одна из форм добровольной бесплатной работы советских трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистическое отношение к труду». Так виновников нашего сегодняшнего повествования характеризует Большая Советская энциклопедия. Среди тех запорожцев, которые застали СССР, пусть даже школьниками, невозможно найти кого-то, кто никогда не трудился добровольно и бесплатно на «благо общества». О масштабах мероприятий можно судить по заметке в запорожской прессе в 1979 году: «В ленинском субботнике в Запорожской области участвовали 1 млн. 100 тыс. человек, в том числе на рабочих местах бесплатно трудились – 450 тыс. человек».

 

 

Так завещал Ильич

Впервые слово «субботник» употребил сам Владимир Ильич Ленин – в своей статье «Великий почин». В ней вождь пролетариата прославлял героизм железнодорожников из депо «Москва-Сортировочная», которые в ночь на субботу 12 апреля 1919 года решили не уходить домой, а остались ремонтировать паровозы. Уже через год субботники превратились в массовое движение и стали всесоюзными, в них участвовали уже не десятки, а тысячи рабочих. А среди них – и сам Ильич… Ну, по крайней мере, каждый школьник в СССР знал, что 1 мая 1920 года Ленин и сотоварищи куда-то несли огромное бревно. Сей факт очень любила вспоминать советская пропаганда, а в каждом учебнике по истории непременно присутствовала репродукция картины «Ленин на субботнике».

 

 

Ленин и бревно

«О да! Об этом легендарном бревне что только не говорили!» – вспоминает запорожец Сергей Ткаченко. Согласно версии, изложенной Марией Прилежаевой в книге «Жизнь Ленина», бревна на Красной площади раскидали юнкера, строившие баррикады. Почему они там пролежали аж до 1920-го, автор умалчивает. Зато народ о том самом бревне насочинял десятки анекдотов. Например, такой: «Ленин звонит Дзержинскому: – Феликс Эдмундович! Очевидные происки контрреволюции! Завтра субботник, а у меня надувное бревно сперли!». Или такой: «На пионерском сборе выступает с воспоминаниями участник первого Ленинского субботника: – Вывели нас с Федей из цеха и повели на субботник. Подошел к нам маленький в кепке, с бородкой, картавый и говорит: «Беритесь за бревно, товарищи!» А мы в ответ: «Шел бы, ты к черту!» Федю с тех пор я не видел, а сам лишь месяц как вышел».

 

 

«Всенародный праздник труда»

Естественно, после участия в субботнике самого Ленина понеслось: подключились фабрики, заводы и все-все-все. Потом их стали «подключать» принудительно. Добровольный «почин» превратился в обязаловку с карательными мерами за неявку. В лучшем случае все заканчивалось показательным «прорабатыванием»: «Петров! Как ты мог не прийти на субботник?! Государство заботится о тебе, дает тебе бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание, а ты не можешь прийти на субботник в такой сложный для страны момент. Как же так? Ты комсомолец или нет?».

В общем, московские железнодорожники подали государству шикарную идею: люди вкалывают, и им при этом можно не платить. Главное – называть это не «жестокой эксплуатацией», а «переходом к новой трудовой дисциплине» (В.И. Ленин) или «всенародным праздником труда» (Л.И. Брежнев).

 

 

И даже воскресники!

В 30-е годы у субботников появилась своя «фишка» – их стали проводить ко дню рождения Ленина, 22 апреля, что одновременно ежегодно знаменовало для Страны Советов окончательный приход весны и подготовку к празднованию Первомая.

Обычно мероприятия проводились по месту работы, реже – по месту жительства. Проходили каждую неделю либо всего несколько раз в год – к очередному празднику. Люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные работы: покраску заборов, ремонт зданий, штукатурку, отделку помещений, вскапывание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Кстати, было время в СССР, когда субботники утратили актуальность. При шестидневной рабочей неделе человек приходил на работу в субботу и сама постановка вопроса – «день бескорыстного труда» – казалась недоразумением. Тогда придумали воскресник. Но век его был недолог – на просторах СССР он так и не прижился. В 60-х с введением в стране вновь пятидневной рабочей недели субботники вернули себе былую славу.

 

 

Телогрейка есть?

«Мы, учась в школе, выходили на субботники и убирали территорию школы, парка возле нее, красили забор вокруг учебного заведения», – вспоминает детские годы запорожанка Светлана Гомон. «Ходили, как на праздник. Работали с воодушевлением. Играла музыка даже, настроение было праздничное. Бревнышко и мусор таскали под песни…» – рассказывает запорожский пенсионер Александр Борисенко.

Вот так не представляли себе весны без традиционных субботников запорожцы 70-х годов. Причем, в гардеробе каждого тогдашнего запорожца была и соответствующая униформа – для «субботника-овощебазы-картошки». Типичные ее атрибуты – спортивные «треники» и «олимпийки», резиновые сапоги, вязаные кофточки-свитера. Кстати, а у вас в шкафу висит телогрейка? Нет? А что же вы оденете, если завтра вас пошлют на овощебазу или картошку? Непредусмотрительно. А вот каждый советский человек обязательно имел дома телогрейку. Мало ли где стране вдруг мог пригодиться «добровольный труд советских трудящихся».

 

 

«Мама-мия…»

Субботник, перечеркивающий «святое» – законный выходной день, естественно, приходился по душе не всем.

– Отработать день бесплатно «на пользу общества» – эта формулировка мне действовала на нервы, – вспоминает экс-запорожец Дмитрий. – Всех подряд, от слесаря до конструктора, превращали на несколько часов в «подметал». Не важно, какое образование человек получал и какую специальность, тряпку в зубы – и вперед. Или метлой махать на улице, территорию вылизывать!

«В принципе, субботник – штука не плохая была! После зимы один раз разобрать и почистить весь мусор с улиц, деревца побелить, окна помыть в кабинетах. Вот только со страхом вспоминаю затянувшийся субботник 1985 года. Проходил он под лозунгом: «40-летию победы в Великой Отечественной Войне – 40 ударных трудовых недель!». Мама-мия! Это было нечто!» – дополняет воспоминания запорожец Евгений Носенко.

 

 

Хорошо поработал – хорошо отдохнул!

«Нам профсоюзы в те времена на субботник бесплатный обед устраивали», – рассказывает запорожец Сергей Пасечный. И, улыбаясь, добавляет: «Водку покупали за свои!». Добавление немаловажное – в догорбачевские времена субботники традиционно завершались посиделками с бутылкой. «Есть что вспомнить – все субботники на работе заканчивались грандиозной пьянкой. Веселый был праздник!» – таким субботний труд «на благо общества» запомнил наш земляк Андрей Гаврилюк.

Так что для большинства советских граждан это мероприятие было чем-то вроде отдыха на природе с друзьями. Как тот же Первомай, например. «Мы с удовольствием ходили на субботники. Все тогда делали на энтузиазме, и деньги не составляли главную радость в жизни. Было здорово, когда коллектив собирался потрудиться, да еще неформально пообщаться. После субботника все улицы и помещения становились чистыми. Затем были веселые посиделки. Как говорится: хорошо поработал – хорошо отдохнул!» – рассказывает запорожанка Нина Мороз.

Может, и нам хватит сидеть обмотанными бесконечными проводами в своих маленьких пыльных кабинетах? А ну-ка, все на субботник!

Опубликовал akbash , 13.02.11 19:32
Просмотров: 2981 | Комментировать [0]
Другие новости по теме: