Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Быт запорожцев › Писк 70-х

Теги: 1970-e
 (голосов: 1)

70-е годы прошлого века. Из первых отечественных кассетников «Электроника» несутся звуки итальянской эстрады. В кинотеатрах поют и забавно дерутся индийские актеры. Пионеры и комсомольцы на спор тягаются, кто знает больше названий западных рок-групп: «Смоки», «Дип Перпл», «Пинк Флойд»... Мужественные футболисты высшей лиги делают себе «химию» и надевают спортивные трусы покороче. А девушки облачаются в сапоги-чулки, туфли на платформе и в максимально короткие мини-юбки… Давайте поговорим о том, что было модным в Запорожье  в 70-е годы  20 века.

 

Трубадур в клешах

К 70-м годам ХХ века модные веяния с Запада стали просачиваться через «железный занавес» уже не тоненькими ручейками, а как минимум небольшими речками. Молодежь Советского Союза впервые массово захотела одеваться и выглядеть так же, как их зарубежные сверстники, и как тамошние поп- и рок-кумиры. Как именно, спросите вы? Срочно включайте советский мультфильм «Бременские музыканты». Трубадур и его друзья по вокально-инструментальному ансамблю – настоящие законодатели мод тех времен. Патлатость «под битлов», бакенбарды, яркие рубахи с высокими отложными воротниками, запретно-заграничные «клешА», облегающее ультра-мини-платье и даже сапоги-чулки…

 

 

 

Гордились широтой брючин

Брюки клеш. Ими бредила почти вся запорожская молодежь 70-х. Это была не просто мода. Это знак, символ, признак взрослости. Тебе 14, и родители выделяют 10-15 рублей из семейного бюджета на пошив первых в твоей жизни клешей. Пошив – потому что в магазине не купишь. Только в ателье или еще у какой-нибудь знакомой портнихи на дому. И вот настает день, и ты вручаешь заветный «червонец», и с тебя снимают мерку. Неделя проходит в томительном ожидании и обсуждениях с друзьями долгожданной обновки. Каждый делится своим опытом, советует нюансы фасона. И вот долгожданный миг – через неделю-две приходишь на танцы в новеньких клешах. Пояс на двух пуговицах, врезные карманы, и, главное, от колена брюки наглядно расширяются – «клешА»…

– Эх, брюки клеш… – вспоминает запорожец Борис Никитский. – Кстати, непонятно и по сей день, почему, когда в моду вошли клеши, в ателье отказывались делать их шире 27 сантиметров по низу, а ведь надо было 35?

А сантиметры, как раз играли огромную роль – парни мерились клешами, гордились широтой брючин. Ширина доходила до 40 сантиметров, хотя ходили слухи об отдельных героях, у которых был клеш 50 или даже 60 сантиметров.

 

 

 

Штаны с подсветкой

Но ателье – это только первый этап, дальше начинается «тюнинг». Что запорожцы только не делали со своими клешами! Понизу их оформляли трехкопеечными монетами. Были специалисты, которые за пачку сигарет брались качественно и быстро провести эту важнейшую модернизацию: плоскогубцами сплющивали монеты пополам, зажимая кромку брюк. Особым шиком также считалось, когда внизу с боковой внешней стороны клешей имелись что-то типа вырезов или встречных складок, иногда даже с цветным подбоем, или украшенными различными цепочками.

«Один раз я видел даже такое чудо дизайнерской мысли – внутри выреза на черных клешах, на фоне темно-красного подбоя, была вмонтирована маленькая лампочка от карманного фонарика, провод от которой поднимался по внутренней стороне брюк к карману, где, видимо, размещался пульт управления этим устройством, состоящий из выключателя и батарейки», – рассказывает наш земляк Евгений Луц. Представьте себе только эту потрясающую картину: темным осенним вечером длинноволосый молодой человек с прической а-ля ранние «Роллинг Стоунз» прогуливается с девушкой по улице, время от времени, включая свои «габаритные» огни и освещая своей спутнице дорогу!


 

Практичный ремень

Кстати, модные штаны некоторые особо нетерпеливые изготавливали собственными руками. Когда брюки клеш вошли в моду, то самые изобретательные распарывали «дудочки» внизу по швам и делали вставки-клинья из лоскутов ткани, часто контрастного цвета. Дальше – больше: клинья закладывались в складки. При ходьбе складки раздвигались, а там – пуговицы, нашитые столбиком, часто цветные. А подшивали низ брюк половинкой железной молнии зубцами вниз – практичное дополнение, учитывая что модным штанинам полагалось просто-таки подметать тротуары.

Клешы надо было непременно подпоясывать широким ремнем. Понятное дело, в ход обычно шли армейские. Их, если что, можно было запросто использовать не по назначению – в нередких тогда драках!


 

 

Шокирующее мини

– У девушек были два вида клешей – «от колена» и «от бедра», – вспоминает экс-запорожанка Светлана Ивицкая. – «От колена» – штанина внизу сантиметров 40. А если «от бедра», то и до 70 сантиметров доходило!

Кстати, именно в 70-е прекрасный пол нашей страны начал повсеместно облачаться в брюки. Это, как ни странно, было воспринято консервативной частью старшего поколения и официальными органами власти, еще агрессивнее, чем ношение куда более откровенных мини-юбок. О последних тоже стоит рассказать отдельно.

Характерной чертой и приметой того времени стали шокирующие короткие юбки, открывающие на всеобщее обозрение доселе невиданные высоты женских прелестей. Там, где это было возможно (в школах и техникумах), блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние от коленок до юбок линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться. Короткая длина юбки порицалась, высмеивалась, запрещалась, но все было бесполезно. Буквально за пару лет, под натиском красоты оголившихся женских ножек, запреты на длину юбок пали, и даже женщины более старшего возраста могли позволить себе одеть мини. Не мешали этому и некоторые неудобства – поднять с пола упавший предмет девушка в модной юбке могла, только приседая особым образом. Минимальная мода продержалась до середины 70-х, когда словно в противовес ультра-мини модницы стали облачаться в ультра-макси: «колокола», «спирали»…

 



 

Магическое слово «батник»

Сверху модных клешей и мини-юбок в 70-е – рубашка, но не простая, а батник, зауженный к талии, с длинным воротником, разметавшимся по плечам, желательно из модного тогда кримплена. Само слово «батник» было 40 лет назад магическим как для девушек, так и для парней. Достать такую рубашку было практически невозможно. Кто побогаче – покупал из-под полы у спекулянтов, но большинство выходило из положения самостоятельно. Бралась обычная рубаха наиболее яркой расцветки, и на спине застрачивались две строчки, зауживающие одежду к талии. Спереди застрачивалась планочка, и модная обновка – готова. На батниках парней были рельефные вытачки, спереди и сзади. Батники мужчины носили «в облипочку», ушивали с боков «в талию». Воротники-«заячьи уши» украшали пуговками и вышивкой.

 



 

«Лапша»!

Еще один хит 70-х – свитер-«водолазка». Не иметь такого в своем гардеробе было просто неприлично. Их носили все и всюду, мужчина ты или женщина, идешь на деловую встречу или на свидание – этот свитерок твой козырь. Помните Миронова в «Бриллиантовой руке»? Этот модный трикотаж найти на прилавках запорожских магазинов было очень сложно. А у фарцовщиков модный свитерок стоил немалых денег – 25 рублей. «Очень любила водолазки. Их можно было одевать под сарафаны или оставлять соло с юбкой или брюками», – вспоминает запорожанка Лидия Дорошенко.

Еще одно вожделенное слово тех времен – «лапша»! Водолазка-лапша, свитер-лапша, кофта-лапша… Обтягивающие, в рубчик, они хорошо облегали фигуру и были очень востребованными модницами 70-х.

«Писк моды», но уже мужской – нейлоновые импортные рубашки. «Они искрили в темноте и были полупрозрачными. Их положено было надевать на голый торс (никакой майки!) и носить расстегнутыми чуть не до пупа. Вот такой шик!» – вспоминает экс-запорожец Сергей Ковалевич. Зато такие рубашки позволяли не заморачиваться со стиркой и глажкой – высыхали за пять минут и никогда не мялись…

 

Как у Брыльской

В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды – польскую актрису Барбару Брыльску в образе ленинградской учительницы Нади Шевелевой. Особый писк – нахлобучить зимой на голову такую же, как у Барбары-Нади, огромную пушистую шапку в форме колокола. Такие шили из лисиц (как в фильме «Ирония судьбы»), чернобурок и песцов, и подобную должна была иметь каждая уважающая себя дама. Причем не только иметь, но и не снимать ее практически никогда – гордо нести модный головной убор как на улице, так и в помещениях. Прибавьте к «пушистикам» не менее модные и такие же «неснимаемые» громадные береты из мохера и поймете, каким стрессом иногда оборачивался тогда обычный поход в кино – ну, даст Бог, пронесет, и в кресле впереди не окажется чересчур модная матрона!



 

За дикие деньги

Дубленки тоже были «писком». Особенно ценились венгерские, белые с вышивкой и меховой оторочкой. Стоили они диких денег, и красавицы в подобных «прикидах» вылезали исключительно из «Волг» (даже не «Жигулей»). То есть уровень понятен. Тем же гражданам, что попроще, годились и дубленки из других братских страны – к примеру, Монголии. «Дубленочки» были разных цветов и фасонов – коричневые (самые, пожалуй, распространенные), черные и вишневые. Отороченные мехом по воротнику, часто – по рукавам, и не так часто, зато более модно – по подолу. И уж совсем шик, когда мех этот был из диковинной монгольской ламы! К дубленке полагались все та же объемная шапка «а-ля Барбара Брыльска» или огромный платок с кистями. Опять-таки повторимся: модные «цигейки» оказывались жутко дорогущим удовольствием. Можно было не вложиться и в три среднестатистические зарплаты. И ничего – копили... Надо – значит, надо!




 

Модные «шузы»

Под модный «прикид» 70-х обязательно нужна была обувь на высокой платформе. Кстати, кладезем вожделенного гламура были южные курорты. Оттуда привозили сабо на платформе невероятной высоты из пробки кустарного производства. Модную платформу «присобачивали», куда только можно – на туфли, босоножки и даже сапоги. Причем, все это не только для женских ножек.

Писк десятилетия – сапоги-чулки на той же платформе, из тонкого мягкого «кожзама», узкие, с резинкой сверху и безо всяких застежек. Они не теряли актуальность, даже когда ими обзавелась каждая вторая барышня. Сапоги эти были сплошь черными и блестящими. Темно-синие или белые носили только родственницы руководителей различного ранга или военных из ограниченной группировки войск в Германии. Они придавали их счастливым обладательницам вид неприкрытой порочности. Один из главных принципов «модности» женских сапог 70-х сформулирован в фильме «Служебный роман». Помните:

– Как вам сапоги?

– Очень вызывающие, я бы такие не надела.

– Значит, хорошие сапоги, надо брать..

 

 



 

 

Очки на пол-лица

Не забудем и о мелких штрихах в портрете модников 70-х – аксессуарах. Тут всего и не перечислишь – клипсы из распиленных пластмассовых бусинок, сережки-«ягодки», очки-«стрекозы» на пол-лица (непременно на цепочке), браслеты из дерева, пластмассы и янтаря, бусы и цепочки разнообразного калибра (особый писк – деревянные), ремни-резинки с хитрой застежкой… Но самым модным украшением оставался золотой кулон на тонкой цепочке. Вообще бытовало мнение, что «золота много не бывает» – были популярны даже золотые зубы, не говоря уж о чем-то вроде колец-«неделек». Молодые же оригиналы предпочитали цепочкам на шее кожаные шнурки или обычные переплетенные суровые нитки – с камешками типа «куриный бог», крестиками или какими-нибудь собственноручно отлитыми из свинца черепушками. Ну и обязательно орущий во всю магнитофон или радиоприемник под мышкой… Впрочем, это уже другая история из нашего прошлого. Не переключайтесь!


Опубликовал akbash , 6.01.12 14:01
Просмотров: 4320 | Комментировать [1]
Другие новости по теме:
Пишет Егор, 6 января 2012 15:07
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
В целом - супер!
Но, если конкретная фраза сделает твою свадьбу где-нибудь в Париже, то она будет в Версале)))