Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Природа Запорожья » Животные и растения › Классики краеведения:Гордые хранители легенд

Теги:
 (голосов: 1)

 

 

 

Сайт "Ретро Запорожье"  открывает новую рубрику -  "Классики краеведения". В ней мы планируем знакомить наших читателей с трудами  настоящих мэтров  запорожского краеведения.  С работами,  исследованиями и размышлениями тех людей, которые открывали и продолжают открывать новые страницы истории нашего края. Их имена уже и сами  стали  настоящей частью этой истории -  Яков Новицкий, Виктор Фоменко,  Лев Адельберг,  Иван Бичук, Юрий Вилинов, Анатолий Сокур, Николай Киценко,  Константин Сушко Владимир Супруненко, Владимир Шовкун,  Лариса Беляева...  В общем, думаем, должно быть очень интересно. Следите за обновлениями!

 

 

Юрий ВИЛИНОВ: Гордые хранители легенд.

 

Летом 1988 года с детской туристической группой мы шли вдоль речки Кача от Бахчисарая в сторону Севастополя. В районе сел Айвовое (бывшее Эфендикой) и Суворово (бывшее Аранчи) растительность на белесых меловых холмах – жалкая травка, которая пытается высосать из убогой почвы хоть какое-то питание. Холмы изрыты окопами и воронками. Дети за десять минут собрали груду военного железа. И вдруг на бугре — в ряд три прямоугольника из зарослей дуба, каждый размером примерно 3,5 на 2,5 метра. Дубы — в виде кустарника, не выше человеческого роста, с покрученными стволами и мелкими листьями. Но это дубы! Как они смогли вырасти здесь?..

 

Во все времена дуб был олицетворением силы и долговечности. В Европе и примыкающей к ней «ближней» Азии дуб – царь деревьев, как лев – царь зверей, а орел – царь птиц. Когда дуб стареет и засыхает, из-под корней является молодая поросль, так что это дерево можно считать вечно растущим. В Палестине, «в одной английской миле от города Хеврона», до сих пор растет дуб патриарха Авраама. Согласно Ветхому Завету, он жил близ Мамврийской дубравы почти четыре тысячи лет назад. Дуб, полагают, из той самой рощи, и даже из тех корней. В библейской книге пророка Исайи «дубы Васанские» наравне с «кедрами ливанскими» приводятся как символ всего гордого, высокомерного и превозносящегося. Дуб упомянут в первом детальном описании порогов Днепра в книге византийского императора Константина Багрянородного (умер в 959 году) «Об управлении империей»: «После того как пройдено это место ( переправа Крария  – Ю. В.), они достигают острова, называемого Св. Григорий ( Хортица  – Ю. В.). На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб…»

 

В наших краях дубравы произрастают в лесостепи. Южнее, в степь проникают только пойменные и байрачные дубовые рощи. А отдельные, исключительные дубы попадают глубоко в степь, где каждое такое дерево пользуется почетом и покрыто ореолом сакральности.

 

Ныне самый известный дуб Украины – Запорожский – находится в поселке Верхняя Хортица, в семи километрах от Днепрогэса. На гранитной плите его «паспортные данные»: «Высота дерева – 36 метров, диаметр кроны – 43 метра, обхват ствола – 632 см. Возраст дерева – 600–700 лет». Все перечисленные размеры имелись в наличии еще двадцать лет назад. В конце 80-х годов Запорожский дуб не выдержал непомерной экологической нагрузки и стал погибать. Много раз «подстригали» сохнущие ветки, надеясь его спасти. Методики спасения дерева разрабатывали с привлечением канадских специалистов. Не помогло… В 1996 году с дерева опала кора, осталась одна живая ветка. В день перед Покровом, 13 октября, дуб зажгла молния. До приезда пожарных выгорело четыре квадратных метра дерева. Сомневались, оживет ли единственная ветвь следующей весной… Живет до сих пор, и даже дает желуди! Дмитрий Бровкин, журналист украинской газеты «День», по этому поводу писал: «Народные предсказатели, экстрасенсы и эзотерики видели в живой ветке на мертвом теле символ последней связи Украины с Космосом, шанс для ее граждан заслужить вселенское прощение. В частности, Анатолий Кашпировский предсказал, что усыхание ветки обернется для Украины непредсказуемыми последствиями». С именем этого дуба, который до 60-х годов прошлого века назывался «Запорозький», связано много легенд. Чтобы не запутаться, перечислим их в хронологическом порядке событий.

 

1648 год – по пути от Никитинской Сечи (нынешний Никополь) к битве на Желтых Водах Богдан Хмельницкий остановил под дубом свое войско на отдых. Покидая это место, призвал так же стойко держаться в бою за волю, как дуб держится корнями за землю.

1675 год – под дубом кошевой Иван Сирко пишет письмо турецкому султану. Казаки «так реготали, що з дуба жолуді опадали».

1708 год – донской атаман Кондратий Булавин, переправившись Кичкасской переправой, призывает запорожцев в союзники. «Безштаньки» готовы были идти, но «значні» казаки своим авторитетом их не пустили…

1734 год – под дубом казаки, выкатив бочки горилки, славили «добрую царицу Анну Иоанновну», простившую прежние грехи и позволившую основать Новую Сечь.

29 мая (10 июня) 1820 года по тракту, что шел рядом с дубом, в карете Николая Раевского проехал на Кавказ Александр Пушкин. В марте того года он опубликовал поэму «Руслан и Людмила», которая начиналась тогда словами: «Дела давно минувших дней…» Вступление: «У Лукоморья дуб зеленый…» – написано под впечатлением нашего дуба и появилось во втором издании.

1843 год – молодой Тарас Шевченко читал собравшимся под дубом селянам поэму «Катерина».

1919 год – махновцы, нуждающиеся в дровах для паровоза, захотели спилить дуб. Местные жители поднялись за святыню и отстояли ее.

1943 год – Адольф Гитлер изъявил желание распилить дуб и собрать уже мертвое дерево в Германии как символ победы арийского духа над славянским. Гитлеровцы не успели осуществить пожелание фюрера – они сами «дали дуба».

Удивительно, но самый известный дуб Украины – не самый старший и не самый большой. Есть, как минимум, десяток деревьев, которые старше по возрасту и больше по размерам. В лесу на Волыни пара дубов «Лісові діди» считаются 1100-летними. Самый большой в обхвате – 8,5 метра – Дуб Максима Зализняка в Холодном Яру на Черкасщине. Возраст его оценивают в 800 лет.

 

«Секрет» известности Запорожского дуба прост – впервые идея «Дуб-на-Хортице» появляется на пергаменте Хартий десять с половиной веков назад (!) в известной книге Константина Багрянородного. Своеобразная эстафета передается от одного дерева к другому. Появившись в нашей истории больше десяти веков назад, хортицкий дуб стал символом силы, долговечности, стойкости и любви к родной земле.

 

В 1871 году в самой середине острова Хортица засох Красный дуб, или Священный дуб запорожских казаков. Под этим дубом казаки собирались на раду, под ним прощались с Хортицей и волей в Вербное воскресенье 1775 года, когда была ликвидирована Сечь. Длина окружности пня этого дуба, по свидетельству Дмитрия Яворницкого, была около трех сажен (6,4 метра), то есть равна обхвату 700-летнего Запорожского дуба. Но во многих краеведческих изданиях Красный дуб отождествляют с дубом, описанным Константином Багрянородным в Х веке! Запорожский краевед Иван Михайлович Бичук (1896–1982) поведал мне однажды о вероятных остатках того самого «дуба Багрянородного». В начале 30-х годов Бичук, работавший врачом в Днепрострое (строительство Днепрогэса), был направлен «на малярию». Поселился в сельской хате. А рядом стоял с палаточным лагерем Дмитрий Яворницкий, который возглавлял "Комплексную днепростроевскую археологическую экспедицию". Он и пригласил доктора к себе в лагерь, жить на свежем воздухе. Среди прочего Яворницкий рассказывал, что в конце XIX века наткнулся на Хортице, на южном склоне балки Ганновка (Дубовая), на тлен дубового пня окружностью в шесть сажен (почти 13 метров)! Быть может, это и были остатки дуба, описанного Багрянородным?

 

Многие краеведы считают: возраст дубов, которым более трехсот лет, приблизительно соответствует обхвату их ствола в сантиметрах. Тогда дуб, остатки которого зафиксировал Яворницкий, дожил до 1300 лет. При устойчивости дубовой древесины к тлену (именно поэтому из нее делают гробы) этот дуб мог погибнуть еще до появления запорожских казаков. Поэтому неудивительно, что фантастическое дерево не попало в казацкие предания.

 

Однако известный запорожский краевед Виктор Фоменко считал значительно преувеличенным возраст исторических деревьев. Комментируя легенду, по которой под Запорожским дубом Хмельницкий останавливал войско на отдых, Фоменко с иронией говаривал: «Да когда Богдан здесь с войском проходил, под тем дубом зайчик сидел!». Скорее всего, Фоменко прав. В этой связи можно привести такой пример. В самом центре Днепропетровска в парке имени Лазаря Глобы (умер в 1793 году) растет дуб, Глобой лично посаженный. Дубу не более двух с половиной веков, а его обхват на уровне груди, произведенный нами осенью 2004 года, – 406 сантиметров. Преувеличен и возраст дубов из Дубовой рощи, главного парка Запорожья. Полвека назад здесь на ограниченной территории произрастало 130 вековых дубов, сейчас осталась только половина. Возраст их в 70-х годах прошлого века был определен как 250–270 лет на основе воспоминаний, записанных Яковом Новицким:

«Як не було ще тут кріпості ( до 1770 года  – Ю. В.), то в плавнях і скрізь по-над Московкою був такий ліс, лоза та очерет, що і звір не пролізе, а як пригнали сорок тисяч лопатників копать вали ( строить крепость  – Ю. В.), вони його за одну зиму звели. Тоді, кажуть, зима була дуже люта: з-під снігу видно було тільки верхи дубів» (дед Василий Иванович Нагирный, 96 лет, 19 декабря 1884 года). Дед и отец Нагирного были свидетелями тех событий. Они рассказывали, что от всего дубового богатства в поймах рек за ту страшную зиму остались только дубки-подростки. Вероятно, те, что до верхушек были засыпаны снегом… Скорее всего, по тем воспоминаниям и считали возраст Дубовой рощи. Хотя, наверное, это уже другие деревья. В 1982 году я насчитал на двух самых больших дубовых пнях в Дубовой роще 172 годичных кольца на одном и 158 колец – на другом. Запорожский краевед Анатолий Сокур заметил, что большинство дубов в роще располагаются рядами. По его версии, их высадили казаки в знак возвращения «из-за Дуная» с атаманом Гладким в 1829 году.

 

Рос в Дубовой роще знаменитый Дуб Махно. Один из самых высоких и толстых, он выделялся вбитыми в ствол по два-три в ряд продолговатыми «железяками». Среди них были шкворни, железнодорожные костыли и просто случайные предметы. По преданию, железо вбили в ствол дуба махновцы, чтобы поднимать по этой «лестнице» на дуб пулемет и обстреливать город. В середине 70-х Дуб Махно засох, разделив судьбу множества своих собратьев. Комплексная экспедиция Ассоциации экологического воспитания в 1997 году выявила в балке Балчанской (памятник природы государственного значения на левом берегу Днепра) дуб высотой в 21 метр с обхватом на уровне груди в 306 сантиметров. Это несколько больше, чем у деревьев из Дубовой рощи. Такому дубу, который растет в лесу, а не в открытом поле, должно быть не менее трех веков. А дуб-долгожитель в пойме реки Токмачки, на правом берегу, на границе города Токмак и села Луговка, открыл молодой краевед Сергей Ивко. Обхват ствола – 475 сантиметров. Поскольку дуб растет в открытом поле и начинается от земли несколькими стволами, возраст его определили в 250–270 лет. «Презентация» дерева-памятника пришлась на празднование 220-летия Токмака. Дуб старше города!

 

В самом центре села Терпенье под Мелитополем растет Дуб Патриарх. Высота раскидистого дерева – 22 метра, обхват ствола на уровне груди – 532 сантиметра. Именно на этом уровне в дереве закрытое цементной пломбой дупло с дефектом коры, поэтому обхват его здесь уменьшен. На высоте одного метра от земли, где нет дупла, он равен 580-ти сантиметрам. Как же случилось, что такой удивительный дуб до последнего времени не был известен краеведам? Многовековые деревья-памятники интересны, в первую очередь, тем, что были свидетелями исторических событий и «знакомы» с выдающимися людьми. Так вот, под Дубом Патриархом в селе Терпенье лидеры конфессии духоборов принимали императора Александра I! Духоборы говорили: «Царя почитаем, милостивым властям повинуемся... Ходить в церковь совесть нам не позволяет, в ней святости не видим». Поэтому официальная Церковь не признавала духоборов. Царизм казнил их, ссылал в Сибирь. После пугачевского восстания часть духоборов переселились в Екатеринославскую губернию. В то время здесь жил великий украинский философ Григорий Сковорода, который принял активное участие в литературном оформлении, а возможно, и в идейной разработке учения духоборов. Перу Сковороды принадлежит «Исповедание веры духоборов Екатеринославских».

 

После террора по отношению к духоборам Екатерины II и Павла царь Александр I в 1802 году издал указ о переселении духоборов «на поля, лежащие вдоль течения речки Молочной». Село Терпенье стало «столицей» духоборских поселений. В мае 1818 года сюда прибыл царь Александр. Духоборы выпрягли коней и несли царскую коляску на руках. А следующим утром Александр завтракал с духоборами на траве под вековыми дубами. До нашего времени уцелел только один из них – Дуб Патриарх. Теперь понятно, почему уникальный дуб был раньше малоизвестен: при царях Церковь люто ненавидела духоборов, а при советской власти нежелательны были упоминания и о Церкви, и о царях. А как иначе объяснить такой факт: в том же Мелитопольском районе в 1979 году были объявлены заповедными одиннадцать дубов, высаженные в лесничестве в 1846–1848 годах (на каждое дерево – отдельный законный акт!), а Дуб Патриарх стал заповедным только в 1999 году?.. Дуб в селе Терпенье – чудо, которого просто не должно было быть. Он удален от пределов ареала байрачных дубовых лесов на сотню километров, почти на градус на юг по меридиану. Для того чтобы здесь могли вырасти могучие дубы (а их во время Александра I было несколько), в землю должны были попасть если не саженцы, то хотя бы желуди. А это не те семена, которые птичка может на лапках перенести на сотню километров. В Диком Поле, «куда ворон костей не заносил», желуди занесли люди. Дуб пережил казаков и ногайцев, духоборов и царей, панов и колхозы!

Дуб Патриарх, как и дубы основанного в 1846 году всего в пяти километрах от него за рекой Молочной Старобердянского лесничества (здесь при царях была граница Бердянского уезда, отсюда и парадокс – Бердянское лесничество в степи под Мелитополем), росли как раз на меже южных черноземов и темно-каштановых солонцеватых грунтов. На таких грунтах произрастание дубов невозможно, дальше они растут уже в крымских предгорьях. Там мы и увидели те самые поразительные дубы-памятники, с описания которых я начал свой рассказ...

 

...Одинокий дубок «держится» за край бомбовой воронки. И тогда мы догадались: здесь кого-то присыпало взрывом, а прямоугольники из дубов – братские могилы! На этих холмах 10 ноября 1941 года начались бои на первом рубеже обороны Севастополя. Здесь стояли насмерть бойцы 95-й Стрелковой дивизии. В карманах у них, наверное, были желуди, собранные в ближайших лесах, ведь желудевую муку можно приспособить к еде... Погибших бойцов похоронили в неглубоких прямоугольных ямах, выбитых в меловом грунте. И желуди, которые никак не могли прорасти на этих холмах, проросли на перегное, образовавшемся, согласно закону круговорота веществ, из плоти погибших. Я не видел в мире ничего более ужасного и возвышенного, чем дубы, выросшие на меловых холмах под Севастополем из тел павших героев...Это эпос, достойный «Илиады», «Слова о полку Игореве» и героических казацких дум. Дубы, увешанные, как желудями, легендами, могут гордиться своими героическими потомками.

 

Юрий ВИЛИНОВ

  краевед

 

www.exp21.com.ua

Опубликовал akbash , 9.07.12 10:18
Просмотров: 2476 | Комментировать [0]
Другие новости по теме: