Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Досуг запорожцев › Сыграно в СССР

Теги:
 (голосов: 3)

Пойти в кино, купить мороженое или проиграть карманные деньги на игровых автоматах? Перед таким мучительным выбором оказывался каждый запорожский ребенок 80-х. Пригоршня «пятнашек» среди тогдашней детворы считалась настоящим сокровищем. В помещениях, заставленных громоздкими игровыми автоматами, юные запорожцы проводили часы напролет.

 


15-копеечное чудо
Несмотря на то, что в СССР не было игорного бизнеса, игровые автоматы в советском Запорожье были. Правда, в отличие от современных «одноруких бандитов» и компьютерных «стрелялок», советские аппараты несли людям исключительно добро, сеяли вечное и пожинали хорошее… Никаких тебе мордобоев, отстреливаний гуманоидов и уж тем более азартных игр. Игровые автоматы времен СССР предназначались «для развлечения, активного отдыха и развития глазомера и реакции у населения». Мигающие, громыхающие и манящие к себе разноцветными огнями машины принимали денежки только на «вход». Независимо от модели, каждый чудо-автомат требовал 15 копеек. Это стоимость буханки хлеба, пустой бутылки из-под кефира или трех талонов на трамвай. После забрасывания монеты нажималась кнопка «старт», и игра начиналась.
– Ностальгическая слеза прошибает, когда вспоминаю, как мы с друзьями, сбежав с уроков, выстаивали длинные очереди из таких же, как мы, «дезертиров», – вспоминает запорожец Андрей Горбаль. – А потом добирались-таки до заветного чудо-ящика, чтобы потратить заветные 15 копеек.


От мала до велика
За «пятнашку» автомат предоставлял в среднем 1—3 минуты игры или определенное количество выстрелов. Проиграть солидную сумму было проблематично. Во-первых, «пятнашки» были в дефиците — много не закинешь. Во-вторых, из желающих сыграть выстраивалась длиннющая очередь.
«Рубились» в автоматы абсолютно все – никаких возрастных ограничений не было. Разве что слишком маленьким нужно было дотягиваться до кнопок управления, а рослым сгибаться буквой «зю».
— Я был небольшого роста, поэтому приходилось подставлять под ноги ящик из-под бутылок, — вспоминает запорожец Алексей Шевченко. — И обязательно перед началом игры проверял окошко возврата монет. Каждый ребенок втайне надеялся, что предыдущий игрок забудет «пятнашку». Помню, как копили деньги на автоматы: бутылки сдавали, отказывали себе в школьных завтраках, лишь бы поиграть после уроков.


Вытянуть невозможно
Игр было много – в Советском Союзе их выпускали около семидесяти предприятий, что характерно, оборонно-военного комплекса. На радость пионеров и октябрят трудились аж 22 завода! Типичными местами обитания «чудо-ящиков» были парки, фойе дворцов культуры и кинотеатров. «Это был особый ритуал перед киносеансами – потопить корабли, пострелять по мишеням, попробовать вытянуть что-то в «лохотроне», где железная лапа тянулась за всякой мелочевкой…» – вспоминает запорожский финансист Алексей Лещенко.
Кстати, автоматы-«лохотроны» типа «Кран» были, пожалуй, единственными советскими автоматами, игра в которых предусматривала возможность получить какой-нибудь приз. «Вытянуть» можно было брелок, мягкую игрушку и даже, о чудо, жевательную резинку! Впрочем, все эти «краны» и «батискафы» отличались стойким нежеланием расставаться с призами. «Сколько криков отчаяния раздавалось над ними, когда, казалось бы, уже вытащенная добыча неожиданно выскальзывала из механических пальцев и падала обратно», – рассказывает экс-запорожец Станислав Никитский.


Пли!!!
Но самыми популярными среди запорожцев были прототипы современных «стрелялок» – аппараты «Морской бой», «Тир», «Сафари», «Воздушный бой». Без «Морского боя» не обходился ни один уважающий себя игровой зал. Игрок смотрел в перископ виртуальной подводной лодки и, наблюдая за морской панорамой, топил вражеские корабли кнопкой «огонь». При попадании раздавался грохот, в перископе было видно вспышку, корабль тонул. Всего за одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получал право на призовую игру — 3 бесплатных пуска. Существенным минусом автомата было то, что при должной сноровке топить корабли не составляло никакого труда.
— «Морской бой» — моя страсть с детства! — с восторгом рассказывает запорожец Сергей Манчук. — До сих пор помню запах резины перископа! Мы знали: обязательно нужно было выждать несколько секунд, чтобы пустить торпеду чуть впереди хода корабля.
Тоже отстреливать, но уже совершенно другие цели, предлагалось в «Воздушном бое» или «Перехватчике». Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать на «мушку» постоянно лавирующие вражеские самолеты. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты. Кстати, воздушные цели в игре были подозрительно похожи на американские «Фантомы». «Оборонка» не только развлекала граждан, но и подспудно готовила их к встрече с потенциальным противником.


За рулем... танка
Очереди выстраивались и к различным модификациям электронного тира. Автоматы с винтовкой — «Охота», «Сафари», «Ни пуха ни пера», «Зимняя охота», «Удачный выстрел», «Снайпер». «Винтовка, совсем как настоящая, и длинный тоннель, ведущий к подсвеченным мишенькам. Прицеливаешься — стреляешь. Если ростом не вышел, то ищешь где-нибудь стул или просишь папу подержать тебя под мышки», – вспоминает автомат «Снайпер» житель Запорожья Андрей Гаврилюк.
Были «автоматные» аналоги и у легендарной советской настольной игры «За рулем». «Магистраль» — автомат для любителей погонять по трассе. Нужно было проехать без столкновений определенное количество «километров», учитывающихся счетчиком. У этого аппарата был настоящий руль, а иногда и два, чтобы сразиться с другом на пару. На «Вираже» в распоряжении игрока был не только руль, но и водительское кресло, педали газа и тормоза и даже ручка переключения скоростей! Кстати, советская «оборонка» не забыла и о желающих попробовать себя в вождении… танка – маневренную и шуструю модельку бронемашины нужно было провести по полосе препятствий в игре «Танкодром».


Молотилово по клавишам
Механические аркады — «Баскетбол», «Футбол» и «Хоккей» — оказались самыми «живучими». Их аналоги и сейчас можно кое-где встретить. Они были накрыты прозрачным куполом и рассчитаны на парную игру. Счет в игре фиксировался на счетах, укрепленных с обеих сторон стола.
В «Баскетболе» поле было разбито на пронумерованные лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием соответствующей кнопки любой из игроков мог «выстрелить» мяч из лунки. Для удачной игры нужно было уметь нажать нужную кнопку вслепую, так как глазами приходилось следить за положением шарика. Зачастую поединок двух «баскетболистов» превращался в бестолковое молотилово по клавишам. В «Футбол», который часто из-за фигурок футболистов, насаженных на стержни, называли «шашлыком», играть можно было даже вчетвером.
– В «Баскетбол» мы играли «на халяву», – признается спустя 20 лет запорожец Николай Корж. – В дырку возврата монет засовывали пале, или другой длинный предмет. Там внутри цепляли за какую-то железку, и игра начиналась сначала.
С развалом Союза в страну хлынул поток импортных игровых автоматов. Народ ахнул от невиданной яркости и «наворотов». Старые советские автоматы выбросили на свалку, а некоторые просто разобрали на запчасти… Жаль!

Опубликовал akbash , 10.01.12 10:40
Просмотров: 2134 | Комментировать [1]
Другие новости по теме:
Пишет Иоканан Марусидзе, 3 ноября 2012 21:57
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
А самой редкой был автомат про марсиан. Надо было стрелять по ним, когда они высунутся из-за горизонта. Ракета медленно ползла по небосводу, и они чаще всего успевали спрятатся в развалинах. Я эту игру видел последний паз где-то в 1975-м. Когда был маленький эти марсиане мне даже снились