Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Транспорт › Чем запорожские маршрутчики похожи на александровских извозчиков?

Теги: Alexandrovsk
 (голосов: 1)

Сто лет назад, в начале ХХ века, единственным общественным транспортом в Александровске были извозчики - легковые (пассажирские) и ломовые (для перевозки грузов). Поскольку территория города увеличилась, извоз стал жизненно необходим.


Так, в 1913 году в Александровске работало 112 пароконных и 30 одноконных экипажей. 20 марта 1914 года их было соответственно 150 и 50, а через год осталось 114 и 27.  Уменьшение количества экипажей было связано прежде всего с Первой мировой войной: мужчин призывали в армию, а женщины не всегда могли вести этот бизнес. Кроме того, значительно упала платежеспособность горожан.

 




Ехать вскачь и вперегонку запрещается!


По правилам, утвержденным городской властью, извозчиком мог стать только мужчина старше 18-ти лет, "обладающий физической возможностью к тому и не лишенный судом права заниматься предпринимательством". Извозчики обязывались двигаться осмотрительно и не слишком скоро, им было запрещено "ездить вскачь и вперегонку, а также обгонять экипажи и ездить по тротуарам". При езде нужно было придерживаться правой стороны. 
Каждый желающий заняться извозным промыслом, обязан был письменно обратиться в городскую управу, которая, если находила заявителя достойным, выдавала ему соответствующее удостоверение. Получив его, новоиспеченный извозчик должен был приписаться к одной из установленных бирж (стоянок), внести платежи за промысел, получить номера. Надзор за работой извозчиков осуществлял биржевой староста.

 




Проезд дорожал вместе с овсом


Городская управа утверждала таксу на извозный промысел раз в несколько лет. Проект таксы для легковых извозчиков Александровска, утвержденный губернатором 10 февраля 1912 говорит, что проезд из центра до вокзала Южной железной дороги - 40 копеек  на пароконном извозчике и 30 на одноконном, от этого же вокзала до пристани - 70 копеек, в Канкриновку и Попов­ку - 1 рубль. Проезд по городу с остановками оценивался в 50 копеек в час, а в ночное время [c 23.00 до 5.00] стоил дороже на 10 копеек на пароконном извозчике и на 5 - на одноконном. По требованию полиции извозчики обязаны были доставлять бесплатно пьяных и больных граждан.


Впрочем, поработав по утвержденной таксе несколько месяцев, извозчики стали писать жалобы в городскую управу, в которых сетовали на подорожание овса, отрубей и сена, заявляли, что дневной заработок едва оправдывает содержание лошадей, и требовали поднять оплату по некоторым маршрутам на 10-20 копеек.


Был в Александровске и свой регулярный «техосмотр»: за состоянием экипажей и лошадей следили биржевой староста или его помощник и городской ветеринар. Если пассажиры экипажей и горожане замечали, что чьи-то лошади выглядят нездоровыми, об этом сообщали в городскую управу, тогда извозчика вызывали на дополнительное освидетельствование.

 



 

Дайте  жалобную книгу!


 Жалобы на извозчиков были частым явлением. Иногда они отказывались везти пассажиров в отдаленные районы, особенно вечером под разными предлогами. Были случаи, когда заказанные заранее извозчики не приезжали в назначенное время. Тогда пассажиры опаздывали на поезда и пароходы.


 Среди извозчиков было много любителей горячительных напитков. 9 июня 1913 года помощник биржевого старосты А.Бычков с Шенвизским городовым доставили в шесть утра в полицейскую часть двух извозчиков - №25 Никифора Прий­маченко и №118 Петра Литутту. Эти извозчики всю ночь пьянствовали в доме терпимости, затем поехали на станцию Южной железной дороги и там учинили грандиозную драку, собрав толпу народа. Лица обоих были разбиты камнями. Извозчик Приймаченко, которому было всего 19 лет, отличался буйным нравом. За период 1911-1913 г.г. он шесть раз был наказан лишением права выезда на двое-трое суток за драки и дебош. Но каждый раз, когда речь заходила о лишении его права заниматься промыслом, городская управа делала снисхождение по просьбе старика-отца.

 Много хлопот доставил владелец фаэтона и лошадей О.Канторович, постоянно нарушавший правила. Он не являлся на осмотр повозок и лошадей, без ведома биржевого надзора нанимал работников-извозчиков. В июне 1913 года его экипажем стал управлять некто Кобец, который до этого работал в доме терпимости Чудновер. В первую же ночь выезда извозчик напился, истратив 12 рублей хозяйских денег, валялся на земле. Затем заявил, что коллеги Бражник и Полешко его ограбили. Решением городской управы Канторовича лишили права заниматься извозным промыслом.

 Часто под стать поведению извозчиков был и их внешний вид. Усилиями городских властей удалось добиться нормального состояния экипажей и лошадей, но вот сами извозчики выглядели безобразно. В январе 1912 года городской базарный надзиратель направил в городскую управу рапорт, в котором говорилось: "Большей частью приходится видеть роскошный экипаж и лошадей, а на козлах сидит какое-то пугало, наемный рабочий, одетый не то в армяк, не то в свитку, поддевку и прочую разнородную крестьянскую одежду в дырах и заплатах. Тоже самое можно сказать и о головных уборах, разновидной формы и цвета картузах - помятых, испачканных, косматых шапках зимой, производящих неприятное впечатление". Неоднократно им делались замечания, но они заявляли, что внешний вид в их работе неважен. Поэтому Павловский просил ввести для извозчиков обязательную форму: в летнее время - полукафтаны, ременные пояса и шляпы, в зимнее - теплые армяки и особые кучерские, одного образца шапки. Члены городской управы через 10 месяцев согласилась с этим предложением. Было принято решение с 1 января 1913 года ввести форму для извозчиков, изготовив ее за их счет в одной из мастерских города. Пункт об обязательном ношении формы был помещен в текст таксы. Современная запорожская власть пока ограничивается только увещеваниями водителей одеваться аккуратно и не курить за рулем.

 



 

Извозчиков потеснили линейки


Пользоваться услугами извозчиков могли себе позволить далеко не все жители Александровска. Возникла необходимость в более дешевом виде транспорта. Так в городе появились линейки - пароконные десятиместные повозки на резиновом ходу.


В феврале 1912 года вдова В.Г.Висящая получила от городской управы разрешение на право содержания двух линеек для общественного пользования с оплатой за проезд - пять копеек. Линейки возили горожан от Южной железной дороги до вокзала. Через два года еще две линейки вывел на маршруты С.Ф.Тимошенко. Владельцы линеек постоянно менялись. Но этот вид транспорта перевозил гораздо больше пассажиров и составил конкуренцию извозчикам. В городскую управу посыпались жалобы от последних. Впрочем, точно так же извозчики пытались препятствовать появлению в Александровске автомобилей.

 




Публикация подготовлена по материалам статьи Ольги Чайки «Городской транспорт в Александровске в начале ХХ века» («Музейный вестник» №9, 2009)

Источник: газета МИГ

 

Опубликовал akbash , 27.06.12 0:39
Просмотров: 3067 | Комментировать [1]
Другие новости по теме:
Пишет Александр, 16 ноября 2012 11:26
  • Сообщений: 0
  • Новостей: 0
Время идет, а природа таксистов не меняется. Говорю со знанием дела т.к. некогда руководил таксомоторной компанией.