Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Природа Запорожья » Парки и балки › Балка Партизанская

Теги:
 (голосов: 2)

Балка Партизанская Есть в нашем городе места, о которых многие не знают по той причине, что места эти расположены на окраине города. Нам порой кажется, что там, куда не доезжает общественный транспорт, там, где заканчиваются высотки городских кварталов - ничего нет. Что же может быть за чертой цивилизации - чистое поле! Там нет дорог, нет магазинов, там не живут люди, и смотреть там, казалось бы, не на что. Из-за этого довольно частого заблуждения за пределами наших интересов часто оказываются такие места, от которых захватывает дух. Одно из таких мест - балка Партизанская, о которой далее и пойдёт речь.

 

 

 

 

Так уж сложилось, что город наш разделён рекой на две части - правобережную и левобережную. Центр города, как и большая его часть, сейчас находится на левом берегу. Два берега разделяет два Днепра - Старый и Новый Днепр, а посередине, между двумя половинками индустриального гиганта расположился оазис невероятно красивой природы и богатой истории - остров Хортица. На правом берегу с западной стороны черта города заканчивается сразу за посёлком Верхняя Хортица - бывшей колонии меннонитов. Современная Верхняя Хортица объединяет в себе территорию сразу двух бывших меннонитских колоний - Хортица (северная часть) и Розенталь (южная часть). На территории Верхней Хортицы находится знаменитый Запорожский Дуб, посмотреть на который приезжают каждый год сотни туристов со всего мира. Но немногие знают, что всего в трёхстах метрах от дуба на северо-запад, там, где заканчивается черта города, открывается взору невиданной красоты долина балки Партизанской.

 

Долина Партизанки весной

 

Балка эта очень широкая, просторная - её основное русло протянулось более чем на три километра с востока за запад, а рукава балки имеют около трёх километров в ширину с севера на юг. Перепад высот (глубина) балки в центральной части составляет около 30-35 метров - русло балки находится на уровне около 40 метров над уровнем моря, верхняя часть склонов - на уровне около 70-75 метров над уровнем моря.
В долине балки протекает один из притоков реки Верхняя Хортица - речка Хортичанка. Именно здесь, на склонах Партизанки, рождается эта речка, наполняясь первыми каплями стекающей по травянистым склонам дождевой воды и наполняясь подземными водами источников, находящихся в русле балки. Это через эту речку проложен мост возле церкви у Запорожского Дуба.
Обратившись к историческим картам этой местности, узнаём, что эта балка не всегда имела такое название. Так, на трёхверстовой карте Шуберта конца 19 века эта балка называется "Овраг Кайдацкой":

 

Карта конца 19 века

 

По этой карте хорошо видно, что в окрестностях балки - степь, никаких сооружений и строений нет. В начале 20 века ситуация несколько изменилась: строилась Вторая Екатерининская железная дорога - важная транспортная магистраль, которая должна была обеспечить связь Криворожского железорудного бассейна с Донецким каменноугольным бассейном. Дорога прокладывалась через территорию современного города Запорожье - подходила она с запада со стороны Никополя, и далее, пересекая границу современного Запорожья в районе станции Хортица (рядом с одноимённой колонией), направлялась в сторону Кичкасского моста - туда, где сейчас находится остров Ленина. Пересекая по мосту самое узкое место на Днепре, железная дорога направлялась на восток, в сторону станции Александровск (сейчас - Запорожье-II). Чтобы увидеть, как прошла железная дорога через территорию нашего города, взглянем на карту Стрельбицкого начала 20 века:


Карта Стрельбицкого, территория современного Запорожья в начале 20 века

 

Участок, где железная дорога должна была пересечь долину балки Партизанской, имеет довольно сложный рельеф - перепад высот здесь составляет почти 80 метров! Южнее балки - высокая гора с группой курганов, высота местности там составляет около 120 метров над уровнем моря, а в долине балки высота падает до 40 метров над уровнем моря. По этой причине дорогу пришлось строить не прямую, а обходную, причём обходить местность пришлось дважды. На карте хорошо видно, как железная дорога делает два полукруга, прежде чем продолжить свой путь на восток (см. участок выше надписи "Розенталь"). Сначала железная дорога обходит высокую гору, затем - долину балки, и только потом она направляется далее. Чтобы обойти гору, достаточно было проложить путь вокруг неё, что и было сделано. Что же касается обхода балки, то тут всё обстояло несколько сложнее. Балка, в отличие от горы - не круглый точечный объект, а ветвистая структура овражистого рельефа. Балка напоминает дерево - у неё есть ствол (основное русло), основные ветви (рукава балки) и мелкие веточки (вторичные овраги и небольшие ответвления). Если продолжить ассоциацию балки с деревом, то её устье - это корень, здесь балка имеет наибольшую глубину. Как же пропустить железную дорогу вокруг такой широкой и ветвистой балки, как Партизанская? Инженеры, проектировавшие дорогу, смогли ответить на этот вопрос, и решили проблему следующим образом: там, где железная дорога будет пересекать рукава балки (углубления), следует насыпать дамбу, и по ней прокладывать путь. Там, где дорога будет выходить на возвышенности, наоборот, следует выкопать "ущелье", траншею, внутри которой проложить путь. Таким образом, железная дорога будет проходить ровно, без перепадов высоты - мы заполним ямы и сравняем бугры! Вопрос решён, дело сделано - к 1902 году дорога была построена, одолев сложное препятствие. Эта железная дорога существует и по сей день, и она продолжает работать, но уже как дополнительный путь к правобережным заводам:

 

Железная дорога в долине балки Партизанской

 

Но вернёмся к строительству этой дороги. Как мы уже отметили выше, в местах пересечения рукавов балки была создана насыпь - дамба, по которой проложили путь. Но при перекрытии рукавов балки дамбой появляется серьёзная проблема. Дело в том, что балка - это форма рельефа, образованная водотоком. Вода, скапливающаяся на возвышенностях, стремится вниз под силой тяжести, и перетекает в низменные места. Образуется русло, которое постепенно размывается и увеличивается. Балки формируются в течение длительного времени, и при достаточном количестве воды постоянно увеличиваются в размерах. Чем больше перепад высоты, тем сильнее вода стекает вниз по рукавам балки, а чем она сильнее течёт, тем сильнее размывает рукава, и тем больше перепад высоты - замкнутый круг, позволяющий существовать и развиваться балкам и оврагам. Помимо воды на балку влияет и ветер, и характер пород, на которой образовался овраг, и перепады температур, и человеческая деятельность. Как видите, балка - не просто красивая яма посреди степи, а целый организм, который живёт своей жизнью, развивается, растёт. И тут в жизнь балки, которая формировалась, быть может, сотни или даже тысячи лет, вмешивается человек: он перекрывает дамбами рукава балки, не давая больше воде перетекать с возвышенности к "корню" балки - к низменности, к основному руслу, к центру балки. Собираясь на склонах после дождя или после таяния снега, вода встречает на своём пути непреодолимую преграду - дамбу:

 

Вода , проходя по склонам  балки , упирается в  дамбу

 

Балка теперь разделилась на отрезанную центральную часть, и обрывки рукавов, никак с центральной частью более не связанных. Кроме того, вода, достигнув дамбы, будет постепенно размывать и разрушать её, что может привести к катастрофе. Естественно, проектировщики железной дороги этого не хотели. Именно поэтому были сооружены конструкции, которые сейчас являются одной из самых известных и необычных достопримечательностей балки Партизанской - каменные тоннели. Эти грандиозные сооружения из гранита берут на себя важнейшую роль - они сохраняют балку, связывая рукава с центральной частью, и оберегают от разрушения и размывания насыпь с железной дорогой. Тоннели расположены там, где насыпная дамба пересекает рукава балки. Таким образом, вода не встретит на пути преграду, а пройдёт сквозь тоннели к основному руслу балки, и даст рождение речке - Хортичанке. Всего в долине балки расположено пять тоннелей, каждый из них имеет свою конструкцию и размеры.

 

Расположение тоннелей в балке

 

Все тоннели балки можно условно разделить на 2 вида - узкие (с овальным сводом) - 1й, 2й и 5й тоннели, и широкие (с круглым сводом) - 3й и 4й. И тот, и другой вид внутри выполнен одинаково - стены тоннеля образованы каменной кладкой из мощных гранитных блоков, а верхняя часть и основание (пол) отлиты из бетона.

 

Один из тоннелей узкой конструкции: вход

Различия двух видов тоннелей состоит в форме и размерах. Узкие тоннели короче широких, широкие - значительно просторнее. По широкому тоннелю может спокойно проехать грузовой автомобиль или танк, ещё и место останется.

Тоннель широкой конструкции, вид изнутри

Большие тоннели на входах также обложены каменной кладкой с красивым обрамлением, похожим на то, которое используется в домах меннонитов над окнами. Именно немцы-меннониты, проживавшие в колониях Хортица и Розенталь, строили эти каменные тоннели. Большие тоннели конструкционно выполнены из нескольких блоков-полуколец, стыкующихся друг с другом и образующих всю длину тоннеля. Конструкция малых тоннелей та же, но в них блоки лежат не на одной высоте, а постепенно снижаются в сторону основного русла балки, поддерживая уклон стока. Поэтому они выглядят "многоэтажными", или "ступенчатыми". Особенно заметно это в первом тоннеле, расположенном ближе всего к посёлку Верхняя Хортица.

Вход в большой тоннель

Чтобы увидеть тоннели в действии, приходите к ним после сильного дождя или весной во время таяния снега. В это время тоннели становятся непроходимыми, по ним с грохотом мчатся потоки воды, наполняя речку. Можно представить себе, что было бы с насыпью, если бы не было тоннелей, а эти потоки обрушивались бы прямо на основание железнодорожной дамбы.
В сухую погоду, особенно летом, тоннели чаще всего полностью пересыхают внутри, и становятся легко проходимыми. Здесь часто выпасают домашний скот жители посёлки Верхняя Хортица: коровы, козы и другая живность проходит через тоннели из одной части балки в другую в поисках лакомой свежей травы. Места вокруг тоннелей имеют особенно влажный почвенный покров благодаря частой циркуляции воды. По этой причине здесь практически круглый год, за исключением сильных зимних морозов и снега, растёт ярко-зелёная трава - атмосфера весны чувствуется здесь и летом, и осенью.

Дорога к самому большому из тоннелей в самой высокой части насыпи

Из всех пяти тоннелей круглый год к сердцу балки Партизанской мчится вода. Объединившись в нескольких местах в одно русло, они образуют речку Хортичанку, которая, в свою очередь, является притоком реки Верхняя Хортица. Только родившись, река встречает на своём пути две дамбы, насыпанных в центральном русле балки. Первая из них находится в западной части русла, вторая - ближе к посёлку Верхняя Хортица, напротив заброшенного глиняного карьера. Дамбы образуют два озера. Немцы-меннониты, которые основали здесь колонии, до сих пор помнят эти места. На сайте меннонитов мне удалось найти схему окрестностей Партизанки в начале 20 века:

Схема, составленная меннонитами, 1912 год

Пунктиром обозначена железная дорога, о которой мы говорили выше, а посередине, в долине балки, отмечено озеро (буква I), глиняный карьер (J) и ещё одно озеро (K). В пояснениях к схеме меннониты указали, что первое (большое) озеро использовалось как водопой для коров, а маленькое озеро - для водопоя телят. Именно для этого были сооружены две дамбы на речке Хортичанке. В настоящее время озёра имеют противоположные размеры - озеро, которое находится западнее, намного меньше того, что восточнее. Предназначение же этих озёр осталось прежним - здесь пьёт воду домашний скот во время выпаса в долине балки. В обоих дамбах проложены сквозные трубы, регулирующие отток воды из озера в русло реки.

Западное озеро

Восточное озеро: дамба

Восточное озеро


Прогуливаясь вдоль балки летом, я замечал, как в большом, восточном озере даже купались люди.
Вообще, вся долина балки и окрестностей создают приятную атмосферу единения с природой, и не смотря на то, что всего в километре отсюда начинается крупный город, здесь чувствуешь себя так, как будто ты очень далеко от цивилизации: поют птицы, шумит ветер, вокруг пахнет степными травами, небо сливается с кажущимся бесконечно далёким горизонтом. А ближе к Верхней Хортице - атмосфера настоящей сельской местности - пастухи, стада коров, коз, овец... Невероятно завораживают и каждый раз заставляют удивляться каменные тоннели: зайдя в них, начинаешь чувствовать, что попал совсем в другой мир: здесь всегда дует ветер, а каждый звук многократно отражается от стен и усиливается, создавая неповторимый эффект эха. А над тобой - десятиметровая толща земли, а на ней - железная дорога... По этой железной дороге когда-то ходили ещё на паровозной тяге поезда, а машинисты этих поездов видели Кичкасский мост, и с этого моста они видели, как начинаются днепровские пороги... Многое забыто, многое утеряно с тех времён. Ушли с Верхней Хоритцы меннониты, дома их опустели, многие уже давно разрушены. А тоннели, которые строили ради сохранения балки и природы, засоряются мусором, могучие их гранитные своды обрисованы краской. Всё мелководнее и беднее становится речка Хортичанка под натиском огромных свалок, образовавших плотины из стекла и пластика прямо в русле реки. Ведь не все знают, как сложно родиться реке, как сложно каждой капле дождевой воды скатиться по травинкам к земле, объединиться там с другими каплями, ручейком просочиться сквозь каменный тоннель, а ручеёк потом сливается с другими такими же ручейками, и все вместе они дружно бегут вниз, к сердцу балки. И обидно, что они встречают на своём пути гору мусора, и не могут идти дальше. И эта первая капля нашей речки так и не объединится с руслом могучего Днепра. Да и Днепр тоже изменили до неузнаваемости - пороги скрылись от нас под многометровой толщей воды, затоплен и прекрасный Великий Луг Запорожский... Лишь остатки его сейчас виднеются южнее Запорожья, и даже эти остатки беспощадно засоряются, уничтожаются, безвозвратно стираются с лица Земли.  
Я призываю всех, каждого, кто читает эти строки, сделать всё возможное для того, чтобы уберечь от исчезновения чудом сохранившуюся природу нашего края. Все мы знаем, как удивительна наша природа, как она уникальна. Ведь не просто так мы восхищаемся при виде просторов балки Партизанской с высоты: это действительно чудо, уникальный природный организм, который живёт своей жизнью, развивается и даёт жизнь другим организмам - растениям, животным, и нам с вами. Посмотрите, как прекрасны эти просторы:

Здесь власти планировали организовать помойку твёрдых бытовых отходов

Мне кажется, эта природа стоит того, чтобы её сохранить для наших потомков. Возможно, многие даже не знали о существовании такого места в нашем городе. Тогда вам обязательно стоит посетить его, и увидеть всё это своими глазами. Это - одно из тех мест, которое я безоговорочно рекомендую посетить всем. Здесь слились воедино природа, история и духовность. Это - не последний мой рассказ об этих землях, ведь невозможно в рамках одного рассказа описать всё то интересное, что удалось мне найти здесь. Продолжение следует!

 

Редакция "Ретро Запорожья" благодарит автора материала   trainzer108   за столь интересный рассказ.  С нетерпением будем ждать новых творений!

 

Опубликовал akbash , 4.01.12 11:12
Просмотров: 10308 | Комментировать [0]
Другие новости по теме: